Узбекистан: Осужденному правозащитнику Азаму Фармонову грозит новый срок заключения
Напомним, Азам Фармонов был арестован 29 апреля 2006 года, 16 июня приговорен к девяти годам тюремного заключения по сфабрикованному уголовному делу - за вымогательство. По этому же делу проходил его коллега по ОПЧУ Алишер Караматов. Азам Фармонов стал первым правозащитником, который был отправлен в основанную в 1997 году тюрьму Жаслык для «религиозных» заключенных. По словам членов семьи, на протяжении всего срока заключения, а также на этапе следствия Фармонова неоднократно подвергали психическим и физическим пыткам. Его неоднократно отправляли в камеру одиночного заключения, где тюремные охранники ежедневно били его по ногам и голове до потери сознания.
Правозащитная организация Front Line Defenders приводит один из случаев применения пыток к Фармонову. После визита жены, состоявшегося 16 августа 2011 года, Фармонов смог переправить на волю записку, в которой сообщил, что его жестоко избивали за отказ подписать заявление о том, что его не пытают в тюрьме, все его права соблюдаются, а его здоровье в отличном состоянии. Правозащитника избивал заместитель начальника колонии по оперативным делам Шавкат Вайсниязов в присутствии офицера Абдуллаева. Вайсниязов кричал, что свяжет правозащитнику руки и повесит его, что жизнь Фармонова в его руках и из тюрьмы он выйдет мертвым. Вайсниязов добавил, что Азам Фармонов и его тесть, Талиб Якубов, бывший глава ОПЧУ, - враги узбекского народа и агенты Европы и США, и пригрозил уничтожить семью правозащитника, если это потребуется. Душил правозащитника, грозил убить его и любого, кто придет к нему, посадит за решетку его детей. После этого Азам Фармонов согласился подписать письмо…
Как отмечает Талиб Якубов, за период содержания Фармонова в тюрьме правительство Узбекистана девять раз объявляла об амнистии, но все они обошли правозащитника стороной: ежегодно накануне формирования списков подлежащих амнистии «администрация колонии составляет фальшивые документы о том, что он, якобы, “совершил нарушение внутреннего распорядка”, лишив его таким образом амнистии».
Срок заключения Фармонова истекает 29 апреля 2015 года, однако под стражей ему, видимо, придется провести, как минимум, еще три года. Очевидно, причиной назовут нарушение статьи 221 Уголовного кодекса Узбекистана «Неповиновение законным требованиям администрации учреждения по исполнению наказания». Продление тюремного срока по статье 221 - обычная практика, она неоднократно использовалась в отношении других неугодных правительству Узбекистана людей. К примеру, в феврале 2012 года по этой статье за месяц до освобождения был осужден еще на пять лет узбекский бизнесмен Рустам Усманов, в 1998 году приговоренный к 14 годам лишения свободы за экономические преступления. Статья 221 регулярно применяется к политическому заключенному, бывшему депутату Верховного парламента Узбекистана Мураду Джураеву, который был отправлен за решетку 18 сентября 1994 года. Не избежали ее и политзаключенные Мухаммед Бекжанов (Бекжан), Ахмаджон Адылов (освобожден в 2008 году), правозащитник Исроил Холдаров и многие другие осужденные.