ОБСЕ: Выборам президента Узбекистана не хватало реальных политических альтернатив
В отсутствие подлинной оппозиции фигура действующего президента доминировала на политическом горизонте на президентских выборах в Узбекистане, состоявшихся 29 марта, в такой среде правовые и организационные недостатки избирательного процесса остаются неурегулированными, отмечают наблюдатели ОБСЕ.
«Несмотря на четкое конституционное ограничение в виде двух последовательных сроков президентства, Центральная избирательная комиссия зарегистрировала действующего президента в качестве кандидата. Это противоречит принципу верховенства закона и вызывает сомнения в независимости ЦИК», - заявила Тана де Зулуэта, глава Ограниченной миссии БДИПЧ по наблюдению за выборами.
Миссия напоминает, что после предыдущих президентских выборов была упразднена возможность выступать в качестве независимого кандидата, ряд положений законодательной базы о выборах противоречит обязательствам в рамках ОБСЕ и другим международным обязательствам и стандартам проведения демократических выборов. Хотя некоторые из ранее сделанных рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ были учтены в постановлениях, фундаментальные свободы выражения и ассоциации остаются существенно ограниченными, говорится в заявлении ОМНВ.
Тана де Зулуэта обратила внимание на то, что в Узбекистане средства массовой информации жестко контролируются, хотя Конституция гарантирует свободу выражения. Но местное законодательство строго ограничивает свободу распространения информации, что ведет к самоцензуре и не содействует тому, чтобы избиратели получали информацию об альтернативных точках зрения и принимали информированные решения. Все это способствовало созданию явного преимущества у Ислама Каримова, тем более что «политика и достижения нынешнего президента никогда не подвергались сомнению другими претендентами». Кроме того, как показал мониторинг, проведенный ОМНВ, СМИ в соответствии с законом предоставили кандидатам большое количество бесплатного эфирного времени и печатного пространства, но при этом больше места выделили для освещения деятельности нынешнего президента в его официальном качестве, что также способствовало созданию у Каримова явного преимущества.
В заявлении ОМНВ говорится и о списках избирателей, которые составлялись различными методами, и непоследовательность в применении методики подвергает сомнению их правильность. Единый реестр избирателей отсутствует, что делает невозможной перекрестную проверку на предмет дублирования записей или включения в списки проживающих за рубежом.
Миссия также отметила, что, несмотря на предыдущие рекомендации и обязательства в рамках ОБСЕ, законодательной базой Узбекистана не предусмотрено присутствие на выборах наблюдателей от гражданских организаций, ЦИК аккредитовал лишь более 300 международных наблюдателей, а политические партии в день выборов задействовали 35.000 своих представителей.
Напомним, БДИПЧ ОБСЕ отправило в Узбекистан ограниченную миссию наблюдателей ввиду отсутствия реальной конкуренции на выборах президента. В эту страну еще ни разу ОБСЕ не направляла полноценные миссии по наблюдению за выборами, ограниченные приезжали на парламентские выборы 2004 года и 2014 годов, президентские выборы 2007 года, оценочная миссия наблюдала за парламентскими выборами 2009 года.
Нынешняя миссия состоит из одиннадцати членов основной команды, базирующейся в Ташкенте, и десяти долгосрочных наблюдателей, которые были развернуты по территории Узбекистана с первого марта. Члены Миссии являются представителями 18 государств-участников ОБСЕ.