Кыргызстан: Правозащитное движение «Бир Дуйно-Кыргызстан» расценивает действия ГКНБ как прямое давление на правозащитников
Из офиса «Бир Дуйно-Кыргызстан» были изъяты компьютеры, флэш-карты с рабочей информацией правозащитников, связанной с материалами уголовного дела в отношении правозащитника Азимжана Аскарова, имама мечети г. Кара- Суу Рашода Камалова, активиста запрещенной религиозной партии Хизб ут-Тахрир Дилёржона Джумабаева, избитого работниками ГКНБ, предпринимателей Байбабаевых, с которых работники ГКНБ вымогали 20 тысяч долларов США, и другие.
«Изъятие материалов уголовных дел подзащитных является грубейшим нарушением законодательства КР об адвокатской деятельности», - говорится в сообщении организации. «Законом установлено, что вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещается. Истребование, изъятие, осмотр, проверка, копирование документов, сбор и использование информации, связанной с юридической помощью по конкретному уголовному делу, допускаются лишь в случае привлечения адвоката в качестве обвиняемого. (…) Сотрудники ГКНБ также нарушили требование закона о том, что любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, являются адвокатской тайной».
Правозащитное Движение «Бир Дуйно-Кыргызстан» расценивает действия ГКНБ как прямое давление на правозащитников и на адвокатов за их правозащитную деятельность.
Последствия обыска в ошском офисе «Бир Дуйно-Кыргызстан»
От имени Общественного объединения адвокатов «ПрофЮр» подана жалоба в Генеральную прокуратуру республики и прокуратуру Ошской области на проведенные обыски в офисе организации и в домах адвокатов. Как говорится в документе, санкцию на проведение обыска в жилищах адвокатов и местах их работы вынес Ошский городской суд. Он ссылался на уголовное дело, возбужденное в отношении гражданина США, журналиста Умара Фарука, задержанного в Оше накануне. Однако, согласно закону республики «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», изъятие информации, связанной с оказанием помощи по конкретному уголовному делу, допускается только в случае привлечения адвоката в качестве обвиняемого, а это обстоятельство в данный момент отсутствует.