Узбекистан: Таможенники грозят выставить задержанные ими посылки на аукцион
«ГТК накручивает «растаможку» по полной - за посылку общей стоимостью $160 требуют заплатить пошлину почти в 600 тысяч сумов ($247 по официальному курсу). В среднем получается – 130 процентов от стоимости посылки, даже там, где нет техники. Есть информация, что таможня потребовала платить пошлины и за бывшие в употреблении вещи, отправленные через одну из почтово-курьерских служб.
Кроме этого, сотрудники таможни в приватной беседе постоянно торопят забрать товар, т.к. после 6 февраля начнется начисление пени за хранение. Мы все находимся в стрессовой ситуации, т.к. растаможка посылки в $500 обойдется в $600-700. Учитывая, что и доставка нам обошлась недешево, то все вместе превращает наши новогодние покупки и подарки в «золотые вещи», - пишут получатели посылок.
По их данным, «в ловушку попали только посылки, отправленные с 25 декабря и прибывшие в первых числах января. Внезапно ГТК по собственной инициативе интерпретировал существующий закон о беспошлинном ввозе товаров для физических лиц и задержал нашу партию посылок. Несмотря на то, что курьерские службы имеют ОКОНХ (общегосударственный классификатор отраслей народного хозяйства) почтово-курьерских служб, ГТК вдруг решил, что это курьерские службы и поэтому наши посылки должны облагаться таможенными платежами. При этом ГТК сначала задержал посылки (считай, незаконно взял их в залог 3-6 января), а только потом (12 января) начал выяснять вопросы с УЗАСИ. Никто из нас такого даже себе представить не мог, иначе бы мы вообще не покупали эти вещи и подарки к Новому году! Мы не ожидали, что столкнемся с таким внезапным произволом и окажемся в ловушке! Теперь мы не знаем, что произойдет с нашими посылками. Таможенники пугают, что пустят их с аукциона.
Просим заметить, что, в соответствии с поправкой 7.1 в Таможенном кодексе, все неясности и противоречия должны трактоваться в пользу субъектов хозяйственной деятельности. Однако ГТК вдруг решил иначе... Нам очень обидно, что нас фактически взяли в заложники в ситуации разборок между ГТК и почтово-курьерскими службами», - пишут пострадавшие от произвола таможенников граждане.
Ранее тревогу о своей судьбе выразили 23 работающие в Узбекистане частные почтово-курьерские службы, которые внезапно лишились льгот, применяемых к международным почтовым отправлениям: согласно национальному законодательству, посылки стоимостью до $1000, поступающие в адрес физических лиц из-за пределов республики, не облагаются таможенными платежами.
В январе 2015 года Таможенный комитет по неизвестной причине перестал воспринимать частные службы как почтовые и рассматривает их только как курьерские, в отношение которых никакие льготы не предусмотрены. И теперь, как пишут «Налоговые и таможенные вести», «получателю посылки, поступившей через курьерскую компанию (DHL, FedEx, UPS и другие), придется уплатить все причитающиеся при импорте товаров таможенные платежи:
таможенную пошлину в размере, установленном постановлением президента «О дополнительных мерах по упорядочению внешнеэкономической деятельности» (от 5.08.2009 г. №ПП-1169);
акцизный налог (на подакцизные товары) по ставке, предусмотренной приложением №13-2 к постановлению президента «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2015 год» (от 4.12.2014 г. №ПП-2270);
НДС – 20 процентов от таможенной стоимости товара;
сбор за таможенное оформление – 0,2 процента от таможенной стоимости товара, но не менее 25 и не более 3000 долларов США (постановление правистельства «О ставках таможенных сборов» от 30.04.1999 г. №204)».
Согласно разъяснению ГТК, отныне почтовыми отправлениями признаются только посылки и бандероли, прибывшие с помощью «Халкаро почтамт» (иначе EMS) - филиала государственного предприятия «Узбекистон почтаси» («Почта Узбекистана»).
Почему же на протяжении девяти лет действия «Предельных норм беспошлинного ввоза товаров физическими лицами на территорию Республики Узбекистан» льготы распространялись и на почтово-курьерские службы? Что помешало узбекским властям заранее обнародовать свое новое решение о признании почтовыми только отправления, поступившие по линии государственной почты, и не ставить людей в ситуацию шокирующего выбора? Вопросы риторические: узбекская власть не считает себя обязанной ставить население в известность о своих планах, поскольку не считается с ним, а значит – не уважает.