Международная кризисная группа: Власти потворствуют уходу своих граждан в ряды ИГИЛ
Задачу им облегчает тот факт, что Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан погрязли в коррупции, находятся под властью плохих управленцев и мало делают для устранения такой сложной угрозы, как радикальный ислам. Вместо этого они способствуют дальнейшей радикализации за счет сокращения гражданских свобод и ужесточения мер безопасности.
Если правительства эти пяти стран Центральной Азии не разработают четкий совместный план по борьбе с радикализацией граждан, в котором будут заложены совершенствование мер безопасности и улучшение координации между службами безопасности, социальные, политические и экономические реформы, либерализация законодательства, касающегося религии, рост радикализма в конечном счете будет представлять собой серьезную угрозу для стабильности в этих республиках.
Об этом говорится в представленном 20 января докладе Международной кризисной группы (ICG) «Зов Сирии: Радикализация в Центральной Азии» (Syria Calling: Radicalisation in Central Asia), в котором анализируется социально-политический контекст, влияющий на рост радикализма в регионе.
Авторы доклада установили, что основной причиной тяги граждан стран региона к ИГИЛ является идеологическая приверженность джихаду (борьбе с врагами ислама), которая взросла и укрепилась благодаря низкому уровню религиозного образования, подавлению властями свобод и социально-экономическим проблемам на родине. Этим успешно пользуется, в частности, Исламское движение Узбекистана (ИДУ), члены которого активно вербуют в ИГИЛ и переправляют в Сирию жителей Ферганской долины и уйгуров из западного Китая.
Весьма желательно разработать программу, в рамках которой службы безопасности стран Европы и Азии могли бы поделиться с коллегами в странах Центральной Азии своим опытом по реабилитации бывших радикалов. Препятствием может стать то, что потенциал полицейских сил Центральной Азии по освоению и реализации чужого опыта может быть подорван слабостью местных государственных структур и недоверием к правоохранительным органам.
Официальные представители Центральной Азии, иностранные дипломаты и региональные эксперты ожидают, что службы безопасности Казахстана и Узбекистана используют политику абсолютной нетерпимости к вернувшимся на родину боевикам, поэтому сторонники ИГИЛ, желая вернуться домой и избежать репрессий, скорее всего, решат двигаться через Кыргызстан, тем самым усугубив его риски.
«Легче получить новобранцев в Центральной Азии, чем в Афганистане или Пакистане, - считает директор проекта по Центральной Азии «Международной кризисной группы» Дейрдре Тайнан (Deirdre Tynan). - Привлекательность ИГИЛ в этом регионе базируется на нереализованном стремлении к политическим и социальным изменениям на родине. Богатый или бедный, образованный или неграмотный, молодой или зрелый, мужчина или женщина - нет единого образа сторонника «Исламского государства».
«Центральной Азии повезло, что Сирия находится относительно далеко, и в регионе до сих пор не произошло крупных атак, их риски остаются в зачаточном состоянии, - отмечает директор ICJ по европейским и центральноазиатским программам Пол Куинн-Джадж (Paul Quinn-Judge). - Но правительства должны точно оценить опасность джихадизма для региона в долгосрочной перспективе и уже сейчас принять необходимые превентивные меры, а не отрицать его опасность или преувеличивать ее таким образом, что лишь усугубит ситуацию».
Полный текст доклада «Зов Сирии: Радикализация в Центральной Азии» доступен здесь.