21 december 2024




Новости Центральной Азии

Падение курса рубля: Казахи скупают в России машины и недвижимость, мигранты сокращают денежные переводы

Обмен валют в Таджикистане. Фото «Озодагон»
Падение российского рубля спровоцировало резкое изменение курса рубля по отношению к местным валютам постсоветских центральноазиатских государств.

Национальные валюты тоже немного подешевели по отношению к доллару и евро, но не так резко, как рубль. Поэтому, как отмечают многие местные СМИ, граждане Казахстана и Китая устремились в Россию за покупками, как крупными, так и мелкими. Телеканал КТК отмечает, что казахи скупают в России движимое и недвижимое имущество. «Кроме недвижимости и машин, люди покупают технику, стройматериалы, везут мебель и продукты», сообщает телеканал КТК. Алтапресс.ру пишет, что в Барнауле казахи начали скупать квартиры, причем акцент делается на «первичку» (недвижимость в новостройках) и машины.

Лента.Ру отмечает, что «провайдеры платежных сервисов фиксируют рост транзакций по банковским картам нерезидентов в российских магазинах. Розничная торговля отмечает резкое увеличение покупателей-иностранцев по сравнению с показателями прошлого года». Специалисты наблюдают рост спроса на российские рубли среди нерезидентов: иностранцы меняют свою национальную валюту на рубли и тут же их в срочном порядке реализуют.

РБК поясняет, что поскольку магазины пересматривают ценники с задержкой, то один и тот же товар может оказаться гораздо дешевле у российских ретейлеров, чем, к примеру, у белорусских или казахских продавцов. Так, смартфон Iphone 6 Plus с памятью 16 GB можно приобрести в российском Ulmart.ru за $677 – это гораздо дешевле, чем в казахском Olx.kz ($935) или белорусском Technoshok.shop.by ($920).

Жителей Белоруссии и Казахстана больше всего интересует бытовая техника — стоимость покупок выросла сразу на 123 процента и 121 процент соответственно. Китайцы уделяют больше внимания ювелирным изделиям и часам, а также коллекционной одежде и радиоэлектронике. По словам PR-директора компании «Рольф» Светланы Браницкой, белорусы и казахи интенсивно скупают автомобили — с конца октября продажи превысили 60 процентов всего покупательского трафика. По данным процессинговой компании ChronoPay (по собственной оценке, обеспечивает 45% платежей в рунете), по картам, выданным в Казахстане, интернет-покупатели потратили в прошлом месяце на 140% больше, чем в ноябре 2013-го (количество транзакций увеличилось на 27%).

Однако падение курса российской валюты, кроме потребительского ажиотажа среди тех, у кого есть деньги, вызывает панику среди тех, кто озабочен дальнейшим экономическим развитием Казахстана в рамках интеграционных проектов: напомним, что с 1 января 2015 года должен заработать Евразийский экономический союз (ЕАЭС) между Казахстаном, Россией и Белоруссией.

Председатель Комитета по финансам и бюджету Мажилиса (нижней палаты) Парламента Республики Казахстан Гульжана Карагусова призывает не поддаваться панике, хотя признает, что могут быть косвенные последствия: «Да, могут быть косвенные последствия, но даже в наших золотовалютных резервах нет рубля. А то, что сейчас у нас может быть косвенно - это тогда, когда мы сами начинаем делать панику, когда сами предприниматели снимают тенге, оборачивают в доллар, с этим долларом, потому что он дороже в России, едут в Россию, конвертируют в рубль, там покупают вещи. Но это все хорошо с точки зрения обывателя, но для страны - это плохо», - цитирует Тенгри.Ньюс.

Однако на большой пресс-конференции президент РФ Владимир Путин попытался сбить эти панические настроения. На вопрос, не превратится ли общий рынок в общий кризис, ответил очень обтекаемо: мы (ЕАЭС) «неизбежно выйдем из этой ситуации с положительным знаком, со знаком плюс. Неизбежно. И в силу роста мировой экономики и потребностей в энергоресурсах, которые у нас есть, никуда не денутся, и в силу того, что наши экономики так или иначе, безусловно, приспособятся к низким ценам на энергоносители».

Однако сегодня, несмотря на «неизбежность» положительного исхода, падение курса российской валюты привело к кризису на рынке денежных переводов, осуществленных мигрантами, - мало того, падение курса во многом обессмысливает их работу в России, поскольку они получают фиксированную зарплату в рублях. Так, в Кыргызстане рубль подешевел почти вдвое: если раньше за рубль давали 1.5 сома, то 16 декабря его можно было купить по 70 тыйынов, сообщает Gezitter.org. И только два дня рубль сравнялся с сомом (курс покупки 90 тыйынов, продажи - 1.05 сома). Для недопущения паники среди населения из-за спекуляций на финансовом рынке президент Кыргызской фондовой биржиНазар Ниязов даже предложил закрыть пункты по обмену валюты, сообщает Озоди. Однако председатель Совета предпринимателей Чингиз Макешев назвал эту инициативу авторитарной и отметил, что введение государственного контроля финансового рынка заведет его в тень. Представитель Министерства экономики Насирдин Шамшиев отмечает, что Нацбанк проводит правильную политику по регулированию финансового рынка и поэтому повода для паники нет: «Закрывать обменные пункты не надо. Это равносильно шагу назад». При этом ситуация на финансовом рынке стала предметом обсуждения между премьер-министром Джоомартом Оторбаевым и председателем Нацбанка.

В Таджикистане курс рубля за два дня снизился на 30 сомони, и 17 декабря за 1000 рублей давали 64-66 сомони (до «черного вторника» курс был 92-97 сомони за 1000 рублей), сообщает Озодагон.

Возможность для мигрантов пересылать деньги на родину резко снизилась: Фонтанка.Ру отмечает резкое сокращение объема денежных переводо, осуществленных мигрантами, - впервые с 2009 года. «Средний чек» с прошлого года упал на 7 %. Размер одного перевода сократился с 447 долларов до 415.

Если 31 августа 2014 года 1 доллар стоил 36,9 рубля, и отправка 350 долларов домой обходилась мигранту в 12.915 рублей (приблизительно половина зарплаты). То после обвала рубля отправка 350 долларов обходится мигранту в 21.350 рублей (по курсу 61 рубль за доллар), и это уже почти 85% зарплаты. В долларовом эквиваленте зарплата мигранта упала почти на 70%.

«Лента.Ру» отмечает, что в ноябре, когда доллар преодолел психологическую отметку в 45 рублей, сокращение всех переводов из России составило 12% по сравнению с октябрем. Переводы в Узбекистан сократились на 35% по сравнению с октябрем и на 50% - с августом.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА