16 november 2024




Новости Центральной Азии

Правозащитники снова призывают Узбекистан амнистировать всех политзаключенных и расследовать гибель в тюрьме

Правительство Узбекистана в ходе приуроченной ко Дню Конституции амнистии должно освободить всех заключенных в тюрьмы по политически мотивированным обвинениям и тщательно расследовать смерть в сентябре 2014 года 37-летней политзаключенной Нилуфар Рахимжоновой, заявляют правозащитные организации Human Rights Watch и AHRCA (Ассоциация по правам человека в Центральной Азии).

Они отмечают, что власти Узбекистана держат в тюрьмах тысячи людей по политически мотивированным обвинениям, включая правозащитников, активистов оппозиции, журналистов, верующих, художников и других предполагаемых критиков режима. Представитель Human Rights Watch по Центральной Азии Стив Свердлоу (Steve Swerdlow) считает, что правительство Узбекистана должно использовать амнистию для того, чтобы освободить всех тех, кто был незаконно заключен в тюрьму за мирное желание реализовать свои основные права, а также тех, чьи сроки были произвольно продлены.

По данным Human Rights Watch, узбекские власти применили статью о нарушении правил пенитенциарных учреждений в качестве предлога для увеличения срока, по крайней мере, в отношении 14 из 44 человек, осужденных по политически мотивированным обвинениям в последние годы, и широко использовали тот же предлог ко многим осужденным по обвинению в религиозном экстремизме, цепляясь за такие незначительные детали, как обладание «несанкционированными» кусачками для ногтей, чтение молитв и ношение белой рубашки.

«Некоторые из незаконно осужденных, такие как Мухаммад Бекжанов, Акрам Юлдашев, Мурод Джураев и Солижон Абдурахманов, - люди в возрасте или с плохим здоровьем», - говорит руководитель AHRCA Надежда Атаева.

Среди тех, кто сидит в тюрьме за попытку мирного осуществления своего права на свободу выражения мнений, 14 правозащитников: Азам Фармонов, Мехринисо Хамдамова, Зулхумор Хамдамова, Исроилжон Холдоров, Гайбулло Джалилов, Нураддин Джуманиязов, Матлюба Камилова, Ганихон Маматханов, Чуян Маматкулов, Зафаржон Рахимов, Юлдаш Расулов, Бобомурод Раззоков, Фахриддин Тиллаев и Акзам Тургунов.

Еще пятеро - журналисты: Солижон Абдурахманов, Мухаммад Бекжанов, Гайрат Михлибоев, Юсуф Рузимурадов и Дильмурод Саидов. Четверо - оппозиционные активисты: Мурод Джураев, Самандар Куканов, Кудратбек Расулов и Рустам Усманов. Трое - независимые религиозные деятели: Рухиддин Фахриддинов, Хайрулло Хамидов и Акрам Юлдашев.

Шестеро других воспринимаются как критики правительства: Ботирбек Эшкузиев, Бахром Ибрагимов, Даврон Кабилов, Эркин Мусаев, Даврон Тоджиев и Равшанбек Вафоев. Заключенная Дилором Абдукодирова была свидетелем трагических событий в Андижане 13 мая 2005 года, когда правительственные силы застрелили сотни, в основном, мирных демонстрантов, говорится в заявлении правозащитников.

Они призывают узбекские власти немедленно провести расследование всех заявлений о жестоком обращении с заключенными, изучить, как проходили закрытые слушания, на которых были увеличены сроки пребывания под стражей, предоставить всем заключенным доступ к необходимой медицинской помощи и разрешить их семьям посещения, на что они имеют право в соответствии с международным правом.

Нилуфар Рахимжонова
Говоря о смерти Нилуфар Рахимжоновой, правозащитники сообщают, что она умерла 12 сентября 2014 года в Зангиатинской женской колонии под Ташкентом. Она отбыла почти три года из десятилетнего срока, на который была осуждена по явно сфабрикованным обвинениям в незаконном пересечении границы и шпионаже. По-видимому, женщина пострадала из-за своего отца - известного в Таджикистане богослова домулло Истаравшани, - и проживающего в Иране мужа Саидюнуса Бурханова, более известного как Саидюнус Истаравшани. Оба религиозных деятеля открыто критиковали президента Ислама Каримова.

Как рассказал муж погибшей Human Rights Watch, Нилуфар арестовали в декабре 2011 года, затем ее вынудили дать узбекскому телеканалу интервью, в котором она обвинила Саидюнуса и своего отца во вступлении в Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Она была приговорена к десяти годам заключения, суд не принял во внимание ее заявления о жестоком обращении во время нахождения под стражей и отсутствии доступа к адвокату. Причина ее смерти точно не известна. По словам Истаравшани, жена до задержания была полностью здорова, а ее брату передали тело Нилуфар с приказом захоронить немедленно, не дав возможности провести посмертную экспертизу. Примерно через месяц после смерти Рахимжоновой адвокат сообщил Саидюнусу, что она повесилась.

«Смерти при таких обстоятельствах являются очень подозрительными и должны быть тщательно расследованы независимыми комиссиями, - считает Стив Свердлоу. - Правительство Узбекистана должно обеспечить проведение полноценного и открытого расследования таких случаев во всех тюрьмах и на регулярной основе проводить независимый мониторинг условий содержания в пенитенциарных учреждениях, чтобы предотвратить случаи смерти в будущем».

Пройдя по этой ссылке, можно ознакомиться с докладом Human Rights Watch «До самого конца. Лишение свободы по политическим мотивам в Узбекистане».

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА