Компанию Vimpelcom подозревают в даче взятки за выход на узбекский рынок
«По банковским выпискам видно, как деньги перевели со счета ранее неизвестной компании на Виргинских островах, когда Vimpelcom купил лицензии на осуществление деятельности в секторе сотовой связи в бывшей советской республике [Узбекистан]», – пишет Klassekampen.
Газета отмечает, что глава Telenor и член совета директоров Vimpelcom Йон Фредрик Баксаас (Jon Fredrik Baksaas) отказался отвечать на вопрос, знал ли он, каким образом Vimpelcom приобрел лицензии в Узбекистане. «Мы являемся миноритарным акционером Vimpelcom, и поэтому отвечать на вопросы о работе этой компании должен сам Vimpelcom», – заявил агентству Франс Пресс высокопоставленный представитель Telenor Гленн Манделид (Glenn Mandelid), добавив, что «Telenor проявляет нулевую терпимость по отношению к коррупции как в своей работе, так и в работе компаний, акционерами которых мы являемся».
Напомним, о том, что компания Vimpelcom получила 3G-лицензию в Узбекистане за $25 млн, в ноябре 2012 года СМИ рассказал представитель группы Vimpelcom Бобби Лич (Bobby Leach): по его словам, осенью 2007 года Unitel (узбекская «дочка» Vimpelcom, работает под брендом Beeline) перевела деньги одной из структур оффшорной фирмы Takilant, зарегистрированной в Гибралтаре. В том же году Авакян способствовала выходу на рынок Узбекистана шведско-финской TeliaSonera. Klassekampen заявляет, что, судя по банковским выпискам, Vimpelcom и TeliaSonera перевели деньги на один и тот же счет компании Takilant почти одновременно, и, по мнению сотрудников шведской прокуратуры, деньги в результате, скорее всего, попали в карман Гульнары Каримовой.
Расследование процесса выхода TeliaSonera на узбекский рынок началось сразу после трансляции телепрограммы из серии «Миссия: Расследовать», авторы которой утверждали, что в 2007 году за лицензию и частоты в Узбекистане компания выплатила Takilant $320 млн. Руководство компании разъяснило, что работало в рамках законов Узбекистана и о нарушениях прав человека ему не было известно. TeliaSonera оказалась в центре пристального внимания шведского и финского правительств, которые начали расследовать деятельность компании в Узбекистане, после чего 1 февраля 2013 года ее генеральный директор Ларс Нюберг ушел в отставку. Итоги расследования обещали представить в конце 2014 года. «Но этот срок, со всей очевидностью, соблюден не будет. По словам Верховного прокурора Гуннара Стетлера из отдела по борьбе с коррупцией, расследование сильно затягивается из-за задержек с получением необходимых материалов по этому делу из других стран. Их около десятка. Так только получение информации о банковских операциях из Швейцарии может, по его словам, со всеми турами и обжалованиями, занять несколько лет. "Если бы это расследование велось только в Швеции, мы бы уже давно были готовы. Но моя власть за пределы Швеции не распространяется" - сказал Гуннар Стетлер в интервью Свенска Дагбладет», - передавало русскоязычное «Радио Швеция».
Что касается Vimpelcom, ее работой в Узбекистане весной 2014 года заинтересовались Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) и прокуратура Нидерландов: по данным РБК, они запросили у компании документы о деятельности дочернего оператора Unitel. В документах Vimpelcom, поданных в SEC за 2013 год, сказано, что оператор связи «сотрудничал с Takilant в прошлом» для покупки частотной лицензии в Узбекистане. В октябре 2013 года сразу после завершения ревизии, проведенной Государственной инспекцией связи (ГИС) Узбекистана, внеплановой проверкой Unitеl занялись налоговые органы, спустя полтора месяца они сообщили, что нарушений законодательства в работе компании не выявлено.
Годом ранее с аналогичных внеплановых проверок началось банкротство «Уздунробиты» - узбекской «дочки» МТС, выход которой на узбекский рынок также связывают с якобы подконтрольной Гульнаре Каримовой компанией – Tammaron: в 2008 году МТС разместила в офшоре Tammaron депозит на $20 млн, объяснив это представившейся возможностью получения 4G-частот в Узбекистане. Год спустя частоты были получены, однако сам депозит МТС списал в убыток. Летом 2012 года власти Узбекистана обвинили топ-менеджмент оператора в хищениях и уклонении от уплаты налогов. В апреле 2013 года «Уздунробита» была признана банкротом, в декабре ее активы были переданы на баланс национального оператора связи республики «Узбектелеком». В июле 2014 года МТС подписала с Узбекистаном мировое соглашение, в соответствии с которым возобновляет предоставление услуг мобильной связи в этой стране в рамках совместного предприятия Universal Mobile Systems (UMS) с участием государства.
В настоящее время в Узбекистане действуют четыре оператора сотовой связи: Unitel («дочка» российского ОАО «Вымпелком»), Coscom («дочка» скандинавской TeliaSonera), СП Rubicon Wireless Communications (RWC, торговая марка Perfectum Mobile) и Uzbektelekom Mobile (филиал национального оператора связи «Узбектелеком»).