Узбекистан: В Ташкенте хотят переименовать станции метро «Хамза» и «Алмазар»
По его словам, «решение о переименовании станции «Собир Рахимов» в «Алмазар» было несколько поспешным, возможно, эта станция также будет переименована в честь какого-либо видного деятеля Узбекистана». Сейчас специальная комиссия изучает вопросы, связанные с переименованием. Чем не угодил властям Хамза Хаким-заде Ниези, знаменитый узбекский поэт и драматург, основоположник узбекского театра, функционер не сообщил.
Станция метро «Хамза» расположена на Чиланзарской линии ташкентского метрополитена, пущена в эксплуатацию 6 ноября 1977 года. Ее ровесница - станция метро «Собир Рахимов» - в начале ноября 2010 года была переименована в «Алмазар».
Напомним, изгнание Хамзы из народной памяти началось после распада СССР. В частности, в начале 1990-х годов был снесен памятник Хамзе, стоявший напротив здания Ташкентского медицинского института («старый ТашМИ»).
Лишился имени своего создателя Хамзы и Узбекский национальный академический театр драмы. Этот театр был создан на основе объединения участников Краевой разъездной мусульманской политической труппы, организованной в Фергане Хамзой Хаким-заде Ниязи в 1917 году, и труппы имени Карла Маркса под руководством Маннона Уйгура, созданной в 1919 году в Ташкенте. Впрочем, сейчас придерживаются другой точки зрения: театр был создан в 1914 году труппой Абдуллы Авлони «Турон». В любом случае, за вклад Хамзы в развитие узбекской драматургии в 1929 году этому театру было присвоено его имя, но в 2001 году указом президента Узбекистана он его лишился. Без объяснений. Кстати, в этом году театр отмечает столетие.
Хамза Хаким-заде Ниези родился в 1889 году в Коканде в семье лекаря. Поэтический талант его проявился рано: с 1903 по 1914 годы написал более 200 стихотворений, «Деван» (сборник) которых был издан посмертно. Хамза владел узбекским, таджикским, арабским и русским языками. В 1909 году примкнул к движению просветителей-джадидов Мунаввара Кори, А.Авлоний, С.Рахимий и стал активным пропагандистом их идей. Он открывает и преподает в новометодных школах Ташкента, Маргилана и Коканда. В эти годы пишет учебники по литературе и чтению для этих школ. Хамза занимается и музыкой. В 1915-1916 годах составил сборники народных песен «Миллий ашулалар» («Национальные песни») и поэтические сборники, «Ок гул» («Белый цветок»), «Кизил гул» («Красный цветок»), «Сарик гул» («Желтый цветок»).
Творчество Хамзы наполнено социальными мотивами, просветительскими идеями, размышлениями над проблемой жуткого социального неравенства и несправедливости. В частности, он бичует хамское отношение баев к батракам, вскрывает проблемы мардикоров (поденщиков), выступает за освобождение женщин.
Известно, что именно за участие в движении против ношения женщинами паранджи в 1929 году Хамза был убит: в Шахимардане воинствующие клерикалы, расценивающие освобождение женщин как прелюбодеяние, закидали его камнями.
Отметим, что социальные пьесы Хамзы, в том числе самая известная из них - «Бай и батрак» - уже изгнаны из репертуаров узбекских театров.
«За всеми антихамзинскими действиями современного правительства просматривается тенденция возврата к каким-то средневековым понятиям. Мы видим в современном узбекском обществе урезание прав женщин. Например, для них введена особая процедура получения выездной визы, когда девушкам до 35 лет требуется письменное согласие мужа или родителей. С другой стороны, мы видим в обществе возрождение байства и униженного существования бедных слоев населения», - сетуют ташкентцы.
Напомним, что в Узбекистане переименование улиц, площадей и населенных пунктов началось в 1991 году. В основном, заменялись топонимы, названия, от которых веяло чем-то русским, советским либо просто неузбекским. Причем в Ташкенте некоторым улицам название пришлось менять по несколько раз, о чем «Фергана.Ру» рассказывала ранее. Подробности того, как проходил это процесс, можно узнать, пройдя по этой ссылке.