Казахстан: Имангали Тасмагамбетов назначен министром обороны; у Астаны новый аким
Имангали Тасмагамбетов занимал пост акима Астаны с апреля 2008 года. До этого был акимом Алма-Аты, занимал должности госсекретаря Казахстана, премьер-министра, руководил администрацией президента. Многие эксперты называли его имя в качестве возможного преемника Нурсултана Назарбаева на посту президента Казахстана.
Эксперт по Центральной Азии, главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований Аждар Куртов прокомментировал «Фергане.Ру» это назначение.
«Все, что произошло в минувший день в кадровой политике Казахстана, в общем-то, укладывается в ту практику, которой Нурсултан Абишевич следует много лет. У нас в России есть поклонники кадровой политики Назарбаева, которые обычно выпячивают тот факт, что Нурсултан Абишевич поступает очень мудро, когда выдвигает молодых людей на ключевые позиции в управленческом аппарате. Но в данном случае это не скажешь, поскольку Тасмагамбетов 1956 года рождения и в политике уже давно. Но в данном случае не возраст имеет принципиальное значение.
Назарбаев тасует политические кадры, в том числе людей, которые находятся на высших должностях управленческой иерархии. Согласимся, что пост акима столицы - весьма значимый, что в Казахстане, что в России. Собянин, который является мэром Москвы, - тоже человек, который во многих кругах и многими экспертами рассматривается чуть ли не как возможный преемник Владимира Владимировича Путина, президента России.
Те посты, которые занимал Тасмагамбетов раньше, были весьма солидными, и этот человек явно обладает политическим весом и влиянием в Казахстане. Так почему он был смещен со своего поста и назначен на должность министра обороны, хотя военного образования у него нет - если я не ошибаюсь, он географ по образованию, и весь жизненный путь проводил все-таки на должностях преимущественно гражданско-политических, не связанных с обороной страны.
Я думаю, не надо искать в этом каких-то подвохов, просто Назарбаев тасует политическую колоду людей, занимающих высокие политические и знаковые должности, - не для того, чтобы улучшить качество их работы или же выявить их сильные и слабые стороны, что могло бы быть одной из версий, а для того, чтобы спутать карты своих политических противников. В этом проявляется своеобразная восточная хитрость Нурсултана Абишевича, когда он не дает возможности предугадать, кто же станет его преемником на посту первого лица.
По Конституции Казахстана, в случае форс-мажорных обстоятельств (внезапно возникшего недомогания Назарбаева, его болезни или смерти) не будут проводить, как это принято в большинстве нормальных государств, внеочередные президентские выборы, а передадут полномочия президента на оставшийся до очередных выборов срок одному из высших должностных лиц. Какому? Спикеру верхней палаты парламента Казахстана, т.е. Сената. Как известно, Сенат в Казахстане формируется весьма своеобразно: часть сенаторов не избираются, а назначаются президентом. Практика, похожая на феодальную, которую пытаются заимствовать и в России.
В результате в Казахстане возможна ситуация, когда человек станет преемником официально, с соблюдением конституционных норм, если он занимает пост спикера Сената. А спикером Сената как раз может стать человек, назначенный Назарбаевым, и это уже бывало, когда в один и тот же день Назарбаев назначает человека в сенат, а послушные его воле сенаторы избирают его своим спикером.
Но Тасмагамбетов назначен министром обороны. Означает это, что он вычеркнут из колоды? Я бы однозначных выводов не делал. Министр обороны - тоже значимый пост, правда, по политическому весу куда менее значимый, чем пост, который он занимал ранее, - акима столицы. Я как эксперт не считаю, что ресурс, которым обладает министр обороны в Казахстане, может быть использован в ходе борьбы за власть. Да, формально он руководит вооруженными силами, но руководит оперативно, а Верховным главнокомандующим является президент страны. И если представить себе, что в какой-то «Час Х» Тасмагамбетов решится использовать этот силовой ресурс, грубо говоря, совершить мятеж и захватить власть, - то этот вариант я исключаю.
В Казахстане, равно как и во всех других республиках Центральной Азии, руководители министерств обороны в политике большого веса не имеют. Это не Турция, где военные во второй половине ХХ века играли первую скрипку в политике и совершили несколько военных переворотов. В Казахстане построена власть по-другому. Назарбаев - наследник коммунистической эпохи, и он унаследовал советскую традицию: и Сталин, и Хрущев специально нейтрализовали руководителей министерства обороны, в которых усматривали большие политические амбиции и угрозу. Нечто подобное Назарбаев претворил и в своей практике.
Почему же он все же тасует людей? Я уже ответил: не хочет, чтобы оппоненты в преддверии этого «Часа Х», его ухода с поста, ополчились бы на человека, которого его указующий перст назначил бы своим преемником. Он боится, что созданная им система власти не позволит преемнику успешно удержать эту власть в случае физического ослабления самого Нурсултана Абишевича, даже если она ему будет передана в полном соответствии с Конституцией Казахстана.
И момент, когда должна наступить презентация преемника, постоянно оттягивается. Сохраняется интрига. Может ли Тасмагамбетов быть преемником? Я не исключаю этого варианта.
Хороший или нет он будет преемник? У меня на этот вопрос ответ однозначный: он будет гораздо хуже, чем сам Нурсултан Абишевич. Почему? Его воззрения - националистические, куда более жесткие, чем у самого Назарбаева. Существует множество фактов, мне не хочется о них говорить публично, но в Казахстане Тасмагамбетов считается человеком, который придерживается позиции: Казахстан должен стать этнократическим государством. Это проявлялось в его работе на различных должностях, и это ни для кого не секрет.
И считать, что это - удачный вариант для такого многонационального государства, каким является Казахстан, естественно, нельзя».
Казахстанский оппозиционный политик Амиржан Косанов также прокомментировал новое назначение «Фергане.Ру»:
«В Казахстане любое важное кадровое назначение нужно рассматривать через призму интересов действующего президента. Поэтому возможны любые комбинации и неожиданные рокировки. Ведь и до этого военное ведомство возглавляли сугубо гражданские люди. Надо еще учесть еще и тот факт, что Тасмагамбетов ранее был и премьером, и руководителем Администрации президента, и госсекретарем.
Думаю, что такое назначение - это усиление позиции Тасмагамбетова. Если ранее он отвечал за муниципальные коммунальные вопросы, вплоть до состояния мусорных контейнеров в столице, то теперь он возглавил главное силовое ведомство в чрезвычайно важное, предпереходное время, когда в обществе все чаще раздаются вопросы относительно постназарбаевского периода.
Видимо, президент решил поставить на этот важнейший участок своего доверенного человека».
Новым акимом Астаны назначен Адильбек Джаксыбеков, по данным «Ферганы», «человек Масимова», давний друг нынешнего премьер-министра. Как сообщает ИА «Новости-Казахстан», А.Джаксыбеков ранее занимал должность государственного секретаря РК - временно исполняющего обязанности Секретаря Совета безопасности РК. С декабря 1997 по июнь 2003 года он был первым акимом Астаны, занимал посты министра индустрии и торговли Казахстана, первого заместителя председателя партии «Нур Отан», был чрезвычайным и полномочным послом Республики Казахстан в Российской Федерации и министром обороны Казахстана.