21 november 2024




Новости Центральной Азии

Эксперты Всемирного банка считают, что Рогунская ГЭС может быть безопасной и полезной

Безопасное строительство, с учетом конструктивных изменений, и эксплуатация плотины на территории Рогунской площадки возможны. Этот проект - часть более экономичного решения по удовлетворению спроса на электроэнергию в Таджикистане, чем любая из альтернатив без Рогунской ГЭС. Таковы основные выводы группы экспертов Всемирного банка по проекту строительства гидроэлектростанции, вызывающей ожесточенные споры между правительствами стран Центральной Азии, в особенности - Таджикистана и Узбекистана.


Фото из отчета Всемирного банка

Заключительные отчеты Всемирного банка по рогунскому проекту (двенадцать документов) опубликованы 1 сентября 2014 года на его официальном сайте. В одном из них, в частности, даны ответы на вопросы, комментарии и претензии заинтересованных сторон, большая часть которых (свыше 120) была задана Узбекистаном.

В целом, группа экспертов по оценке экологического и социального воздействия рассматриваемого проекта согласна с тем, что строительство в Рогуне высокой плотины (высота от 300 до 335 метров, нормальный подпорный уровень 1255 и 1290 метров), расположенной выше Нурекской плотины (300 метров) на Вахшском каскаде, технически осуществимо, и что экологические и социальные последствия строительства такой плотины могут быть должным образом смягчены.

«Плотина Рогунской ГЭС и существующие сооружения Нурекской ГЭС могли бы предложить потенциальные выгоды для Таджикистана в производстве электроэнергии в зимний период, и выгоды для прибрежных стран низовья от поступления дополнительного количества воды в засушливые годы. Предварительный анализ, проведенный Всемирным банком, свидетельствует о том, что кооперативный режим работы Нурекской и Рогунской ГЭС может давать множество преимуществ как для стран низовья, обеспечивая им дополнительную воду в засушливые годы, так и для Таджикистана, способствуя увеличению производства энергии зимой и экспорта летом», - поясняют эксперты.

Группа также согласна с тем, что эксплуатация Вахшского каскада может осуществляться таким образом, чтобы не повлечь за собой изменения текущего режима стока ниже по течению. При этом необходимо рассмотреть все отрицательные воздействия проекта, к числу которых относится возможное сокращение объема стока ниже по течению в летние периоды, и принять во внимание все положительные воздействия проекта, например, более надежную защиту от паводков и возможное увеличение расхода водотока в засушливые годы.

Касаясь воздействия на низовье в бассейне Амударьи, эксперты ВБ отмечают, что «хотя существующие механизмы и практики распределения водных ресурсов являются функциональными и удовлетворительными для всех участвующих в настоящее время сторон, в них недостаточно ясности и прозрачности, и они могут не обеспечить потребность в водных ресурсах в долгосрочной перспективе с учетом возникающих давлений и тенденций, касающихся доступности водных ресурсов и спроса на воду»

По мнению экспертов, для достижения гармонии в будущем и во избежание недоразумений или разных трактовок одних и тех же документов странам Центральной Азии, включая Афганистан, необходимо усовершенствовать организационно-правовую основу распределения водных ресурсов в бассейне Амударьи и пересмотреть соответствующее соглашение. Такое соглашение должно включать четкие, понятные, прозрачные, регулируемые и осуществимые правила в целях обеспечения справедливого распределения водных ресурсов, особенно в условиях засухи. Эксперты настоятельно рекомендуют разработать формализованное соглашение по эксплуатации Вахшского каскада в нормальные, многоводные и засушливые годы, и контролировать его соблюдение надлежащим образом.

Всемирный банк напоминает, что вододеление в бассейне реки Амударья регулируется между четырьмя из пяти прибрежных стран (Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) на основе существующих соглашений и практики, включая полугодовые переговоры в рамках Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), Протокола 566 и Нукусской декларации. Афганистан, который в настоящее время потребляет примерно 2,5 млрд кубометров воды из Амударьи, не является участником этих соглашений.

Протокол 566, учрежденный Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР и утвержденный правительствами четырех прибрежных советских республик в 1987 году, учитывает строительство Рогунской ГЭС и установку общего предела годового водозабора в размере 61,5 млрд кубометров воды, со следующими лимитами по странам: Узбекистан - 29,6 млрд кубобметров (48 процентов), Туркменистан - 22,0 млрд (36 процентов), Таджикистан - 9,5 млрд (15 процентов) и Кыргызстан - 0,4 млрд (1 процент).

В 1992 году страны бассейна Аральского моря подписали соглашение о сотрудничестве в области управления, использования и защиты межгосударственных водных ресурсов (Алма-атинское соглашение), которое обязывает страны придерживаться принципов распределения воды, согласованных в советскую эпоху, обмениваться информацией и сотрудничать в рамках совместных исследований. В рамках «Алма-атинского соглашения» была создана МКВК с мандатом на управление межгосударственным распределением водных ресурсов рек Амударья и Сырдарья. В Нукусской декларации, принятой на конференции глав центральноазиатских государств в 1995 году, сказано, что стороны признают ранее подписанные соглашения по управлению водными ресурсами и намерены продолжать их реализовывать. Текущее распределение воды согласовывается раз в полгода четырьмя странами МКВК. Таджикистан не использовал полную долю распределения воды, выделенную МКВК, но объявил, что в будущем намерен сделать это, что приведет к сокращению стока в низовье по сравнению с текущей моделью. Если Рогунская плотина будет построена, Таджикистан будет использовать разницу между его выделенной долей и ее фактическим использованием в настоящее время (в среднем 1,2 млрд кубометров ежегодно в течение 2005-11 годов) для заполнения водохранилища, на что может понадобиться до 16 лет, а затем для ирригации.

Напомним, Рогунская ГЭС — замороженный советский «долгострой», возобновление строительства которого началось в сентябре 2007 года. Согласно проекту, 6-агрегатная Рогунская ГЭС, высота плотины которой составит 335 метров, будет способна вырабатывать 3,6 млн киловатт-часов электроэнергии. Это, по мнению правительства Таджикистана, позволит вывести страну из энергетического кризиса. Таджикистан официально запросил финансирование Всемирного банка в октябре 2007 года, чтобы провести технико-экономическую оценку и оценку экологического и социального воздействия предлагаемого проекта.

Узбекистан выступает против планов Таджикистана построить Рогунскую ГЭС, заявляя об опасности прорыва плотины в связи с возможным землетрясением. Находясь в Казахстане в сентябре 2012 года, президент Узбекистана Ислам Каримов заявил, что «водные ресурсы могут стать проблемой, вокруг которой обострятся отношения в Центральноазиатском регионе. Все может усугубиться настолько, что это может вызвать не просто религиозное противостояние, а войны». Однако в Таджикистане заявляют, что опасения Ташкента беспочвенны: в стране работают другие станции с таким же, как у Рогунской ГЭС, типом плотины, которые доказали свою устойчивость на протяжении четырех десятков лет.

«Правительство Узбекистана было среди тех стран, которые участвовали в первоначальном запросе на оценку Всемирным банком предлагаемого проекта Рогунской ГЭС, но они не приняли факт независимости и объективности исследований, которые финансируются Всемирным банком, но выполняются в рамках контракта с правительством Таджикистана. Узбекистан публично выразил свое несогласие с идеей строительства плотины Рогунской ГЭС. В ответ на их сомнения Всемирный банк согласился играть более активную роль в процессе оценки для обеспечения качества и независимости исследований и регулярно информировал узбекские власти о ходе исследований и итогах проведенных консультаций. Узбекские власти сделали несколько письменных запросов и направили подробные комментарии в Банк касательно результатов исследования, а также приняли участие в пятой серии консультаций со странами речного бассейна в июле 2014 года. Их комментарии и вопросы помогли усовершенствовать окончательные отчеты», - говорится в докладе «Ключевые вопросы для дальнейшего рассмотрения предлагаемого проекта Рогунской ГЭС». Письменные запросы Узбекистана и ответы на них Всемирного банка доступны по этой ссылке

Между тем, на встрече представителей правительств стран Центральной Азии по обсуждению вышеназванного доклада первый заместитель премьер-министра, министр финансов Узбекистана Рустам Азимов обвинил Всемирный банк в том, что «с упорством, достойного лучшего применения, [ВБ] проигнорировал большую часть доводов и аргументированных позиций [Узбекистана] в отношении масштабных техногенных, экологических, социальных и экономических угроз проекта Рогунской ГЭС». И завершил свое выступление заявлением: «Республика Узбекистан никогда и ни при каких обстоятельствах не предоставит поддержку этому проекту».

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА