16 november 2024




Новости Центральной Азии

ИГНПУ: Незаконно осужденному грозит третье продление срока в узбекской тюрьме

Незаконно осужденному 41-летнему жителю Чиназа Ташкентской области Бахтиеру Орзикулову руководство колонии, в которой он содержится, готовится в третий раз продлить срок заключения, сообщает Инициативная группа независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ).

По словам руководителя ИГНПУ Сурата Икрамова, к нему за помощью обратилась мать Орзикулова. Она рассказала, что ее сын был осужден в 2001 году по сфабрикованному делу: его задержали по подозрению в причастности к запрещенной партии «Хизб ут-Тахрир», а затем признали виновным по статьям 159 («Посягательства на конституционный строй Республики Узбекистан»), 244-1 («Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку»), 244-2 («Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях») Уголовного кодекса Узбекистана.

В период следствия Орзикулов подвергался жестоким пыткам, судебный процесс прошел в закрытом режиме с грубыми нарушениями Уголовно-процессуального кодекса, вина подсудимого, как и других четверых его собратьев по несчастью, сидевших с ним на одной скамье, не была доказана. Все подсудимые заявили о своей невиновности и отрицали причастность к «Хизб ут-Тахрир». Тем не менее, в июне 2001 года Орзикулов был осужден на семь лет лишения свободы. Он отбывал срок в КИН 64/3 Зангиота (Ташкентская область) и КИН 64/46 Навои (Навоийская область), где систематически подвергался пыткам.

В феврале 2007 года, за полгода до истечения срока, администрация колонии сфабриковала новое уголовное дело по статье 221 («Неповиновение законным требованиям администрации учреждения по исполнению наказания») Уголовного кодекса, обвинив Орзикулова Бахтиера в неумении маршировать в строю и нежелании бриться. Бухарский областной суд по уголовным делам приговорил Орзикулова к 3 годам 8 месяцам заключения, а в августе 2011 года Кашкадарьинский областной суд по уголовным делам незаконно добавил ему еще 3 года и 10 дней по той же статье.

В конце июля 2014 года мать Орзикулова хотела навестить сына, отбывающего третий срок в КИН 64/48 Зарафшана (Навоийская область), но в ГУИН (главное управление исполнения наказаний) ей сообщили, что не стоит ехать на свидание, так как сына она не увидит: администрация колония отправила его в ШИЗО (штрафной изолятор). Женщина обеспокоена тем, что ее сыну могут сфабриковать новое уголовное дело для того, чтобы в очередной раз не выпустить его на свободу. Она неоднократно обращалась за помощью к президенту Узбекистана Исламу Каримову, генпрокурору Рашиду Кадырову, уполномоченному по правам человека Сайере Рашидовой, но ответа так и не получила.

Отметим, что статья 221 Уголовного кодекса, карающая за неповиновение администрации колонии, пользуется у администраций пенитенциарных учреждений Узбекистана большой популярностью, особенно в отношении осужденных по политическим или религиозным мотивам. Ранее «Фергана» неоднократно рассказывала о случаях ее применения. В частности, в тюрьме до сих пор томится бывший депутат Верховного совета Узбекистана Мурад Джураев, который находится в заключении с сентября 1994 года. В 1995 году он был приговорен к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима и конфискации имущества. На основании акта амнистии срок наказания был сокращен на три года. Но незадолго до окончания срока Джураева осудили еще на три года по надуманному обвинению по статье 221. В 2006 году добавили еще три года по той же статье. 31 мая 2009 года срок опять был продлен на три года и четыре месяца (в том числе - за то, что «неправильно чистил морковь», работая на кухне). 13 ноября 2012 года истек четвертый срок заключения, но 4 декабря 2012 года Мурад Джураев опять был осужден - на три года и 24 дня лишения свободы по статье 221.

Аналогичным образом узбекские власти продлевали срок заключения и другим политзаключенным, например, бывшему главному редактору газеты «Эрк» Мухаммеду Бекжанову, бывшему председателю Фонда культуры Узбекистана, лидеру движения «Туркестан» Мамадали Махмудову, правозащитнику Ганихону Маматхонову...

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА