Туркменистан: Из тюрьмы «Овадан-Депе» этапируют заключенных
Тюрьму «Овадан-Депе» (Туркменистан) освобождают от узников, оставляя в ней только политических заключенных, людей, обвиненных в ваххабизме, и членов группировки Язмурадова, сообщают Альтернативные новости Туркменистана со ссылкой сразу на несколько источников.
Этапирование заключенных началось примерно месяц назад. Известно, в частности, что в середине июля в колонию строгого режима LB-K/11 в городе Сейди Лебапского велаята привезли 90 заключенных из «Овадан-Депе», еще около 200 заключенных ожидают этапа со дня на день. В основном, это заключенные, совершившие тяжкие преступления.
Сообщается также, что для криминальных «авторитетов» вновь открыли «Абды-шукур» — тюрьму, до 2013 года занимавшую крыло на втором этаже СИЗО города Туркменабада. Тогда ее закрыли, а всех заключенных этапом перевезли в «Овадан-Депе».
Бывшего генерального прокурора Яранмурада Язмурадова, бывшего прокурора города Ашхабада М.Гараева и замминистра национальной безопасности Б.Алтыева посадили в 2013 году по обвинению в крышевании наркобизнеса. Язмурадова приговорили в общей сложности к 30 годам заключения, пять из которых он проведет в тюрьме, 20 лет – в колонии усиленного режима для бывших работников правоохранительных органов, расположенной в поселке Акдаш близ города Туркменбаши, а оставшиеся пять лет в ссылке.
Тюрьма Овадан-Депе, название которой в переводе с туркменского звучит как «Живописный холм», считается одним из самых страшных мест в Туркмении. Она построена в каракумских песках по распоряжению покойного Сапармурата Ниязова, который лично участвовал в проектировании казематов и курировал ход строительства. Туркменбаши специально построил эту тюрьму для того, чтобы содержать здесь своих политических оппонентов, критиков режима и опальных чиновников. Здешние заключенные полностью отрезаны от внешнего мира. Им не носят газет, не дают возможности смотреть телевидение и слушать радио. Кроме того, надзирателям и охране строго запрещено разговаривать с узниками, которых содержат в суровых условиях: зимой в камерах холодно из-за отсутствия отопления, а летом невыносимо жарко, поскольку нет вентиляции. Особо провинившихся содержат в так называемых «горбатых» камерах – высота потолков в них 120 сантиметров, и заключенный не может выпрямиться во весь рост.
Одна из самых известных узниц Овадан-Депе – экс-генпрокурор Туркмении Гурбанбиби Атаджанова, которая была главным обвинителем по делу о несостоявшемся покушении на Сапармурата Ниязова в 2002 году, а затем отправлена в отставку и обвинена в коррупционных преступлениях. Кстати, при жизни Сапармурат Ниязов время от времени инспектировал тюрьму, в которой содержались его недруги. Нередко он брал с собой вновь назначенных чиновников, чтобы те посмотрели, чем для них может обернуться любое неповиновение.