Получен официальный ответ на статью «Ферганы» о закрытии узбекских предприятий в Кыргызстане
В редакцию «Ферганы» пришло письмо от заместителя директора Госагенства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики, г-на Дилмурода Шамшидинова. Письмо касалось фактов, изложенных в статье «Малые предприятия, принадлежащие узбекам, закрываются», которая была опубликована на «Фергане» 30 июня 2014 года.
В статье говорилось о том, что на юге Кыргызстана продолжается дискриминация этнических узбеков: по данным руководителя Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» Надежды Атаевой, 9 июня 2014 года Государственная инспекция по экологической и технической безопасности при правительстве Кыргызстана вынесла решение о закрытии на юге республики 53 объектов малого бизнеса, и все эти предприятия принадлежали этническим узбекам. По словам Атаевой, закрытие узбекских предприятий проводилось под предлогом изменения генерального плана Оша.
«Фергана» приводит ответ г-на Шамшидинова полностью.
Относительно статьи, напечатанной на интернет-сайте «Фергана.ру» под названием «Малые предприятия, принадлежащие узбекам, закрываются» по заявлению руководителя Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» Надежды Атаевой, о том что на юге Кыргызстана продолжается дискриминация этнических узбеков и якобы, по её словам, закрываются принадлежащие узбекам предприятия, расположенные в городе Ош по улице А.Навои.
Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики сообщает следующую информацию:
Сотрудниками Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики проведен мониторинг объектов малого бизнеса, расположенных по улице А.Навои в городе Ош, по вопросу о принудительном закрытии малых предприятий, принадлежащих гражданам узбекской национальности, со стороны Государственной инспекции по Экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики.
По предоставленным данным в ходе мониторинга выяснилось, что определенная часть указанных торговых точек, владельцы которых - представители узбекской национальности, закрыты в связи с несоответствием разрешительных документов на места осуществления экономической деятельности, то есть торговые точки не были оформлены надлежащим образом и не соответствуют требованиям закона. Это подтверждает председатель квартального комитета и владелец торговой точки по выше названной улице, Борубаев Турдубай (в напечатанной статье в списке указан под №1), который объясняет тем, что сам закрыл магазин из-за отсутствия соответствующих разрешительных документов на торговую точку, а у кого есть соответствующие документы и имеются разрешительные документы на торговую точку, претензии никто не имеет, и эти торговые точки работают, и их никто не заставлял закрываться, и это подтверждается словами владельца магазина Шарабидинова Мухторжона, расположенного на этой же улице (в напечатанной статье в списке указан под №32). По его словам, приходили люди из Государственной инспекции по экологической и технической безопасности, провели проверку документов, и увидев, что с пакетом документов всё в порядке, не имея претензии, ушли, с тех пор мы работаем, ни к кому не имеем жалоб.
Со слов руководителя Ошского областного управления, государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики Анапияева Галмамата, территория горы Сулайман-Тоо входит в список памятников культуры ЮНЕСКО, и в этом районе торговым точкам запрещается работать без соответствующих документов. Поэтому этим коммерческим точкам, расположенным по ул. А.Навои, было дано предписание до оформления соответствующих документов приостановить свою деятельность.
Ниже перечислены владельцы торговых точек, как владельцы [пунктов] общественного питания, [которые] действительно закрыты, но по собственному желанию в связи с наступлением месяца Рамазан.
Ахмедов Немат (по списку №3).
Маматкаримова Манзура (по списку №5).
Аманбаев Абдураим (по списку №7).
Рахимов Абдуманоп (по списку №10).
Парпиев Шахобидин (по списку №17).
Эргешбаев Полот (по списку №29).
Бекмурзаев Абдумалик (по списку №38).
Юсупов Содикжон (по списку №53).
Заместитель директора Госагенства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики Шамшидинов Д.Х.
От редакции. Редакция ИА «Фергана.Ру» благодарит г-на Шамшидинова и Госагентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при правительстве КР за быструю реакцию и перепроверку фактов, изложенных в статье. Заметим, однако, что к статье был приложен список из 53 фамилий узбекских предпринимателей, чьи предприятия закрылись по решению Госинспекции по экологической и технической безопасности. В письме Госагентства в качестве опровержения указываются лишь десять фамилий из этого списка. По остальным 43 фамилиям, видимо, возражений нет.
Редакция «Ферганы», однако, не видит противоречия между основным тезисом статьи, что предприятия закрыты из-за отсутствия разрешительных документов, - и письмом Госагентства. Мы именно это и писали: «Из-за реконструкции города пришлось сносить ряд предприятий и передислоцировать их в другую часть Оша, из-за чего предпринимателям пришлось переоформлять множество документов. Этот процесс, видимо, признали подходящим временем для отмены своих разрешительных решений такие госучреждения, как Государственное агентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Единый государственный регистр статических единиц (ЕГРСЕ) Кыргызской Республики и другие контролирующие органы. Каждый из этих органов власти может найти повод закрыть предприятие или затруднить бизнес. К примеру, Государственная санитарно-эпидемиологическая станция имеет полномочия на плановую проверку предприятий один раз в год. Но все чаще в эту организацию поступают жалобы на принадлежащие этническим узбекам предприятия, и последние подвергаются внеплановым проверкам».
Однако «Фергана» в своей статье обратила внимание читателей не только на проблему перерегистрации предприятий, но и на то, что все эти предприятия, по странному стечению обстоятельств, принадлежат людям узбекской национальности.