Узбекистан: МВД заявляет о запрете видеорегистраторов. Безосновательно?
В Узбекистане запрещено устанавливать в салонах автомобилей видеорегистраторы. Об этом заявили неназванные представители Государственной службы безопасности дорожного движения (ГСБДД) МВД в ходе телефонной «горячей линии», которую осветила 31 мая газета «На посту», передает Газета.Uz.
В частности, на вопрос, можно ли установить в автомобиль «навигатор, камеру заднего вида с выводом изображения на экран либо на зеркало заднего вида, видеорегистратор», представители службы ответили: «У нас установка подобного рода устройств и приборов запрещена». По их словам, нельзя проводить видеосъемку сотрудника ГСБДД, остановившего автомобиль, а установка видеорегистратора, «который, как известно, без дисплеев не бывает» (формулировка из вопроса), является нарушением правил дорожного движения.
Обратимся к нормативным актам. Согласно пункту 3.6 «Правил дорожного движения», водителю запрещается «пользоваться во время управления транспортным средством телефоном, а также установленным предприятием-изготовителем в передней части салона транспортного средства теле-, видеомонитором; устанавливать теле-, видеомониторы в передней части салона транспортного средства, в том числе на панели приборов, солнцезащитном козырьке и зеркале заднего вида». В соответствии со статьей 128-2 Кодекса об административной ответственности, «пользование во время управления транспортным средством монитором (дисплеем) в целях просмотра теле-, видеопрограмм и самовольное установление монитора (дисплея) на транспортном средстве» влечет наложение штрафа в размере до двух минимальных зарплат.
При этом о запрете собственно видеорегистраторов в законодательстве нет ни слова.
Отметим, что ассортимент видеорегистраторов без дисплея достаточно широк, регламент использования этих средств еще нигде не закреплен. Более того, ранее в издании «Экономическое обозрение» (№9 за 2013 год) опять-таки неназванные адвокат и представитель ГСБДД заявили, что «установка видеорегистраторов на автомобиле не противоречит закону. При возникновении спорных ситуаций данные устройства могут способствовать прояснению обстоятельств дела. В соответствии со статьей 276 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (КоАО), доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения. Эти данные устанавливаются следующими средствами: протоколом об административном правонарушении; объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности и показаниями потерпевшего, свидетелей; заключением эксперта; вещественными доказательствами; протоколом об изъятии вещей и документов, а также иными материалами. К иным материалам могут быть отнесены записи с видеорегистраторов». А статья 91 Уголовно-процессуального кодекса гласит: «Для закрепления доказательств могут применяться наряду с составлением протоколов звукозапись, видеозапись, киносъемка, фотосъемка, изготовление слепков, оттисков, планов, схем и другие способы отображения информации».
Судя по всему, опубликованное в газете «На посту» заявление ГСБДД Узбекистана о запрете на установку видеорегистраторов в салонах автомобилей безосновательно.
Между тем, при расследовании дорожно-транспортных происшествий и возникновении неоднозначных ситуаций автомобильный видеорегистратор может оказаться единственным объективным и непредвзятым свидетелем, позволяя, в том числе, предотвратить толкование отдельными сотрудниками ГСБДД происходящего в свою пользу. Однако, как отмечает Узметроном, правоохранительные органы Узбекистана традиционно избегают общественного и гражданского контроля, позволяющего снизить процент нарушений закона со стороны людей в форме, наделенных репрессивными функциями. Не исключено, что в основе рассмотренного выше заявления ГСБДД лежит именно такой мотив.