В Туркменистане вышла очередная поэма в честь президента: «Не знали столетия эпохи прекраснее»
Народный писатель и поэт Туркменистана Гозель Шагулыева написала очередную поэму, прославляющую президента страны Гурбангулы Бердымухамедова.
Гозель Шагулыева награждена международной премией им. Махтумкули (2013) и памятной медалью к «Году Махтумкули Фраги» (2014). Википедия утверждает, что 2011 году президент Туркменистана подарил ей четырехкомнатную квартиру в новом элитном доме, хотя у нее уже была своя четырехкомнатная квартира.
Но предмет нашей зависти - это, конечно, не квартиры и награды, а могучий талант поэта, который прорывается в одах и гимнах к каждому празднику (и вообще по любому поводу).
Так, на днях в честь 290-летия Махтумкули Гозель Шагулыева написала новую поэму «Фраги, время твоей мечты с Аркадагом пришло!» (Фраги - Махтумкули; «Аркадаг» - покровитель, так называют президента Туркменистана).
По традиции, поэму она начинает с предисловия, где прозой обращается к президенту. «На Ваше внимание хотелось бы ответить вдохновением, превратившись в слово, в музыку, в весну. Эта частица моей поэзии пусть будет крупицей благодарности в ответ на Ваше огромное внимание. Пусть ваша жизнь будет долгой, и пусть Ваш светлый лик всегда будет в ореоле славы. Будьте всегда молодым, о мой мир! Все, сделанное для людей, возвышает Вас в глазах всего мира. С великим тоем-юбилеем гениального мыслителя и поэта Махтумкули поздравляю Вас, Герой-Аркадаг, и весь наш народ!»
Поэма, вроде бы, написана в честь Махтумкули, но поэтических строк об Аркадаге значительно больше. Просто поцитируем.
«Одарил меня вдохновением Аркадаг, моя Опора, Он в душе поэт. Он - мыслитель. Он -велик <…>
Он - мудрый, Он создан из света, словно путеводная звезда,
Он - счастье сада, который увидел достойного садовника.
Его душа чиста как алмаз».
Поэтесса сравнивает Аркадага и Махтумкули - и не находит отличий:
«Между вами много общего. Вы оба велики,
Как две половинки одного сердца, ведете Родину к счастью.
Когда о тебе говорит Аркадаг, его голос словно сливается с твоим».
Гозель уверена, что весь мир должен восхищаться ее кумиром-Аркадагом:
«Не знали столетия эпохи прекраснее, чем эпоха Аркадага.
Ввысь взметнулся зеленый флаг, удивляя и восхищая мир.
Глава Туркменистана, целый мир призвавший к счастью…
Ему протягивает руки весь мир».
Шагулыева не устает восхищаться:
«В нем живет твоя мудрость, Фраги, твое великое мастерство…
Аркадаг скачет на коне, взлетает в небо, плывет по морю.
Его сердце хранит все пожелания народа…
И Бог вознаградил туркмен, сотворив на земле Сулеймана с престолом»
(очевидно, поэтесса является поклонницей сериала «Великолепный век»).
Гозель Шагулыева пишет: туркменский народ живет в такой стране, что «даже если захочешь заплакать, не заплачешь, потому что состояние нашей эпохи - это радость. Это счастье - жить в такой эпохе».
Напомним, что в Туркменистане установился один из самых жестких тоталитарных режимов в мире; во всех независимых рейтингах свободы он занимает одно из последних мест (в рейтинге свободы СМИ, например, - 178 место из 1880). В Туркмении царит произвол и тирания, в местах заключения и во время следствия широко практикуются пытки; о судьбе многих людей, попавших в туркменские тюрьмы, больше десяти лет ничего не известно ни родственникам, ни адвокатам. Как было отмечено в докладе профессора Сорбонны Эммануэля Деко, «поражает воображение, насколько декларируемое право [в Туркменистане] отличается от реальности террора и страха».