Узбекистан: Правозащитнику Ганихону Маматхонову, отсидевшему 4,5 года, прибавили еще три
Суд по уголовным делам Бухарской области Узбекистана продлил срок заключения 62-летнего ферганского правозащитника Ганихона Маматхонова еще на три года, признав виновным по статье 221 («Неповиновение законным требованиям администрации учреждения по исполнению наказания») Уголовного кодекса республики. Об этом 6 мая сообщила радиостанция «Озодлик» (узбекская служба Радио Свобода).
Таким образом, подтвердились опасения наблюдателей и родственников Маматхонова, которые возникли в марте 2014 года после неожиданной отправки заключенного в штрафной изолятор по обвинению в нарушении внутреннего распорядка колонии.
Напомним, Маматхонов, отсидевший назначенный ему срок, должен был выйти на свободу 10 марта. За несколько дней до этой даты он попросил родных принести ему одежду. Родственники приехали в колонию 6 марта, и пять дней ожидали встречи с Маматхоновым. Но на пятый день работники колонии велели им уехать, сообщив, что правозащитник отправлен в штрафной изолятор.
Адвокат правозащитника Абдурахмон Ташанов сообщил о подаче апелляции на последнее решение Бухарского областного суда и заметил, что итог зависит от политической воли узбекских властей.
Ситуация Маматхонова напоминает, в частности, историю Мурада Джураева - бывшего депутата Верховного парламента Узбекистана, который находится под стражей с 1994 года. Поначалу он был осужден на 12 лет, затем по амнистии срок был немного сокращен и он должен был выйти на свободу 27 июля 2004 года. Однако за считанные дни до окончания срока Джураев был обвинен по статье 221 Уголовного кодекса, и ему добавили еще три года лишения свободы. По той же статье Джураеву продлевали заключение еще три раза: 27 июля 2006 года (на три года), 31 мая 2009 года (на три года и четыре месяца), 4 декабря 2012 года (на три года и 24 дня).
Аналогичным образом узбекские власти продлевали срок заключения и другим политзаключенным, например, бывшему главному редактору газеты «Эрк» Мухаммеду Бекжанову и бывшему председателю Фонда культуры Узбекистана, лидеру движения «Туркестан»Мамадали Махмудову.
Ганихон Маматхонов был одним из главных в Фергане активистов по борьбе против принудительного детского труда и за права фермеров, был членом Общества прав человека Узбекистана и Комитета защиты прав личности, занимался социально-экономическими правами, в том числе правами фермеров. Его открытые критические выступления часто звучали в эфире радио «Свобода», правозащитник не боялся в одиночку проводить акции протеста. А за несколько дней до задержания Маматхонов направил на имя президента Узбекистана Ислама Каримова открытое письмо, в котором назвал проводимую по его указанию «реформу по укрупнению фермерских хозяйств» противоречащей здравому смыслу. По сфабрикованному делу Маматхонова признали виновным в мошенничестве и даче взятки и в декабре 2009 года приговорили к пяти годам лишения свободы. Апелляционная инстанция сократила срок до четырех лет пяти месяцев.