Amnesty International: В Москве полицейскими похищен узбекский беженец
Беженец из Узбекистана Умид Якубов похищен людьми в полицейской форме на московской улице 29 апреля, возможно, при участии узбекских спецслужб, чтобы экстрадировать его на родину, где ему грозит реальная опасность пыток и жестокого обращения, сообщает Amnesty International.
В тот день Умид Якубов, который официально признан беженцем, шел на собеседование в Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), чтобы обсудить вопрос о переселении из России в безопасную страну. По дороге в УВКБ машину, в которой ехал Умид Якубов, остановил сотрудник полиции. Пока полицейский проверял документы водителя, к Якубову подошли трое мужчин, один из которых был в полицейской форме, и посадили его в микроавтобус. С тех пор от Умида Якубова не было никаких вестей, до него не удалось дозвониться по мобильному телефону.
Правозащитники опасаются, что Якубов был похищен при участии узбекских спецслужб и, возможно, в тот же день принудительно отправлен в Узбекистан.
Напомним, Умид Якубов вынужден был покинуть Узбекистан из-за того, что в течение многих лет узбекские правоохранительные органы пытались заставить его оговорить себя и признать свою якобы причастность к запрещенной мусульманской организации, причем, в процессе одного из допросов ему повредили позвоночник. Он объявлен в розыск узбекскими властями по статье 223 («Незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Республику Узбекистан») и 244-2 («Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях») Уголовного кодекса Узбекистана в связи с предполагаемой причастностью к деятельности организации «Хизб ут-Тахрир».
В 2008 году Умид Якубов бежал в Белоруссию, а в мае 2009 года переехал в Россию. В сентябре 2010 года УВКБ ООН признало Умида Якубова беженцем, нуждающимся в международной защите. В январе 2010 года он был задержан в Рязани и провел десять дней в СИЗО во время экстрадиционной проверки, но был освобожден в связи с тем, что по нормам российского законодательства истек срок привлечения его к уголовной ответственности. Вскоре он вновь был задержан и с 1 февраля того же года содержался в спецприемнике для административно-задержанных по судебному решению о его административном выдворении, вынесенному после того, как органы прокуратуры отказали в его экстрадиции в Узбекистан. Исполнение решения о выдворении, вступившего в законную силу 17 февраля, было отложено в связи с тем, что за две недели до этого (4 февраля) Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) предписал властям России воздержаться от высылки заявителя до дальнейшего уведомления в соответствии с Правилом 39 Регламента Суда. Якубов был освобожден из-под стражи лишь 9 июня 2010 года - по постановлению Советского районного суда Рязани.
Позже Якубов пожаловался в ЕСПЧ на то, что российские власти отказали ему в предоставлении убежища и выдали ордер на его экстрадицию на родину. ЕСПЧ постановил, что если Россия выдаст Якубова узбекским властям, то нарушит статью 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (запрещение бесчеловечного и унижающего достоинство обращения), а также уже нарушила статью 13 (право на эффективное средство правовой защиты). В ноябре 2011 года ЕСПЧ по иску Якубова взыскал с России 14 тысяч евро.
По информации правозащитного центра СОВА, в феврале 2013 года Якубов был задержан по подозрению в совершении незаконной врезки в газопровод для отопления теплицы. При этом в постановлении Рязанского районного суда была ссылка на розыск задержанного правоохранительными органами Узбекистана. Правозащитники полагают, что это задержание Якубова было попыткой организовать его похищение для последующей передачи властям Узбекистана.
Amnesty International напоминает, что ЕСПЧ признал факт применения пыток и жестокого обращения в Узбекистане. Суду приходилось определять риск пыток и других серьезных нарушений прав человека в Узбекистане при рассмотрении дел в связи с жалобами на распоряжения о принудительной передаче лиц из государств-членов Совета Европы в Узбекистан. За последние четыре года Европейский суд по правам человека вынес, по меньшей мере, 20 решений, запрещающих возвращать в Узбекистан лиц, подозреваемых в уголовных преступлениях, на основании риска пыток.