Узбекистан: Судоисполнители изъяли у принципиальных предпринимательниц товар, документы и деньги
Как сообщили «Фергане» ташкентские предпринимательницы Елена Агибалова и Динара Латыпова, за судьбой которых следит «Фергана», 21 апреля судоисполнители Мирабадского района в сопровождении четверых сотрудников милиции и директора Мирабадского (ОАЖ «Миробод дехкон бозори» - бывший «Госпитальный») рынка Уктама Отабоева бесцеремонно вытолкали женщин из занимаемых ими торговых точек, изъяв при этом весь их товар и даже личные вещи.
«До последней минуты у нас еще теплилась надежда, что в отношении нас хотя бы сейчас не будут приняты карательные меры, поскольку наши жалобы и обращения в органы власти еще на стадии рассмотрения, и у нас есть определение Верховного суда от 14 апреля о нашем праве на кассацию (мы уже подали), - со слезами на глазах рассказывают Агибалова и Латыпова. – Тем более что ни на одно из наших обращений в соответствующие органы, включая аппарат президента, которые мы рассылаем практически ежедневно по новым фактам произвола чиновников, мы не получили ответы, не считая шаблонных переадресаций в нижестоящие инстанции».
По словам предпринимательниц, группа людей, которые назвались судоисполнителями, но не показали при этом своих документов, вела себя демонстративно вызывающе и нагло, особенно агрессивными были старший судоисполнитель Ахмедов и его подчиненный Зиеев (фамилии могут быть вымышлены). Протесты предпринимательниц они пресекали угрожающим окриком - «Неподчинение?!»
«У нас незаконно изъяли весь товар в магазине, даже личные вещи: фото- и видеокамеру Лены, ее сотовый телефон, пакет с документами, деньги для погашения кредита – 1.250.000 сумов - и паспорт, хотя, следуя закону, должны были просто выселить нас, закрыв торговые точки, - продолжает Динара Латыпова. – Конфискованный товар (у меня это в основном брендовые женские вещи, у Лены – качественная детская литература российского производства) спустили в какое-то подвальное помещение. Все происходило практически без нашего участия: акты мы не подписывали и на руки ничего не получали. Судоисполнители составляли некие бумаги в присутствии каких-то приглашенных ими людей, опись вещей по наименованиям не велась, нас внутрь магазинов не пускали, грубо отталкивая локтями. То есть, пользуясь безнаказанностью, творили, что хотели. В итоге Лена, отлучившаяся для поиска денег в долг, вернувшись, не обнаружила своего пакета с его содержимым. Нам издевательским тоном говорят: спрашивайте, мол, у понятых. Очевидец, наблюдавший за происходящим, успел шепнуть Лене, что ее мобильник (стоимостью $350) один из визитеров положил себе в карман».
По словам подруг, измученных произволом и издевательствами чиновников, поначалу визитеры потребовали от них срочной оплаты суммы в размере 3.556.941 сумов ($1563 по официальному курсу или $1185 по реальному) с Агибаловой и 2.984.000 сумов ($1311) с Латыповой, дали им даже бумагу с реквизитами филиала банка «Ипак йули», где указан депозитный счет отдела судоисполнения Мирабадского района города Ташкента - 20203000904111258002. Причем «гости» не забыли включить в расходы и стоимость своих трудов по вывозу товара, оценив их в… десять «минималок» (минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в Узбекистане составляет 96.105 сумов ($42 по официальному курсу). – Прим. ред.)! Но потом почему-то решили переиграть, подсунув совершенно другой номер счета.
«Они вели себя настолько нервно и неадекватно, что это не могло не насторожить нас, - вздыхают пострадавшие женщины. – То они начинали грубо требовать деньги, то, узнав, что речь идет о безналичной оплате, которую наши друзья согласились произвести за нас через банк на их счет, вдруг стали отказываться от своих первоначальных требований. Видимо, боялись «засветиться» - счет-то бюджетный, а они надеялись получить наличными. И стали торопить нас: «Даем вам полчаса, чтобы достали деньги, иначе отберем весь товар».
Когда требуемые средства были, наконец, перечислены куда надо, вдруг явился агрессивно настроенный директор рынка Отабоев (тот самый заказчик и инсценировщик всего этого «спектакля» с неправомочными судами и выселением) и с ходу зло скомандовал, чтобы судоисполнители немедленно погрузили в тележки находившийся в магазинах предпринимательниц товар и отвезли его в подвал.
«Тут как раз позвонил мне Шухрат-ака (правозащитник Шухрат Рустамов. – Прим. авт.) и, узнав о происходящем, посоветовал срочно отозвать перечисленные по требованию судоисполнителей деньги, что мы сразу и сделали, - рассказывает Латыпова. – Он заявил, что нам не следует выполнять незаконные требования сомнительных лиц, которые ведут себя, как разбойники: «Нечего идти на поводу у нарушителей закона! Перечислив деньги, вы подписываетесь в том, в чем изначально не виновны. Закон полностью на вашей стороне, и вы рано или поздно докажете свою правоту!». Видели бы вы в этот момент, как побагровело лицо Ахмедова, он сорвался в крик: «Я сейчас же позвоню в банк, чтобы деньги не возвращали!».
В тот же день Агибалова и Латыпова совершили ставшую уже привычной прогулку по организациям с жалобами на неправомочные действия представителей исполнительной власти, сфабриковавших против законопослушных налогоплательщиц «липовое» дело, печальным следствием которого стал отказ в пролонгации договора аренды и принудительное выселение с рынка, где пустуют десятки магазинов и нет желающих торговать по драконовским условиям аренды и налоговых платежей.
Напомним, проблемы у Агибаловой и Латыповой начались в октябре 2013 года, когда они случайно узнали, что торгующие по соседству платят гораздо меньшую сумму за аренду такого же торгового помещения, что и у них. Вскоре выяснилось, что таких торговых точек, работающих «по договоренности» (то есть, без уплаты налогов) с администрацией базара, немало. Магазины и десятки пошивочных ателье на рынке, построенные на бюджетные деньги для предпринимателей, распределяются под склады исключительно «своим» людям, а те уже незаконно сдают их под торговые помещения на правах субаренды. Навар затем делится между «липовыми» арендаторами и их кураторами. Бюджет государства при этом не получает ни сума. А пришедшим «с улицы» желающим торговать заявляют, что «все магазины уже заняты».
Будучи одними из немногих, кто легально тянул свой бизнес, выплачивая колоссальные суммы налогов и едва сводя концы с концами, предпринимательницы решили обратиться к администрации рынка с письменным заявлением, чтобы им разъяснили ситуацию и сбавили стоимость арендной платы за торговые места. Администрация рынка предложила им сдать патенты и «работать, как все» - под «крышей» налоговиков. Но Агибалова и Латыпова ответили категорическим отказом, чем и подписали себе карательный приговор. Против них тут же сфабриковали дело, 19 декабря признали виновными по шести статьям Административного кодекса, приговорив их к выплате штрафа в размере десяти минимальных окладов (на тот момент это 915 тысяч 300 сумов, $340), а 28 февраля 2014 года Ташкентский городской хозяйственный суд своим решением лишил Агибалову и Латыпову возможности вести предпринимательскую деятельность, отказав им в пролонгации договора на аренду торговых площадей на Мирабадском рынке. Предпринимательницы не раз пытались обжаловать неправомочные, по их утверждению, судебные решения в апелляционной коллегии Ташгорхозсуда и других вышестоящих инстанциях, но ответа так и не получили. Платить выписанные им штрафы они не хотели, так как это автоматически означало бы их согласие с доводами обвинения. Утром 2 апреля к Латыповой явились судоисполнители и конфисковали телевизор стоимостью $800. И вот теперь – у них изъяли не только магазины, но и товар...