Узбекистан: В Ташкенте после сноса частных гаражей резко участились автомобильные кражи
Ташкент накрыла волна автомобильных краж, страдают практически все районы города, но особенно - густонаселенные Чиланзар и Юнусабад, сообщают источники «Ферганы» в столице Узбекистана.
«Воры действуют очень профессионально и быстро. Вскрывают сразу по две-четыре машины - буквально за считанные минуты. Взламывают двери, капоты, разбивают стекла и вытаскивают из машины все, что там оставил хозяин», - рассказывают пострадавшие.
Ташкентцы связывают участившиеся кражи в городе, который ранее славился низким уровнем криминогенности, с несколькими факторами.
Во-первых, это массовый снос гаражей. «Власти нас в очередной раз обманули. Наши гаражи сносили, обещав построить вместо них оборудованные стоянки. В некоторых кварталах стоянки действительно построили, но - за полтора километра от дома. А в некоторых кварталах опустевшие участки так и стоят необорудованные. Вот нам и приходится оставлять машины под окнами», - говорит житель одного из ташкентских районов.
Во-вторых, как отмечают горожане, число автомобильных и квартирных краж вырастает после амнистии, когда из тюрем массово выпускают осужденных за воровство и другие «нетяжкие» преступления. (Отметим, что под амнистию практически не попадают осужденные по политическим или по религиозным мотивам). «В городе работы нет, трудно устроиться даже с «чистой» биографией, что же говорить о бывших заключенных! Их на работу не берут, вот и приходится браться за старое», - предполагает житель Ташкента.
В-третьих, значительную роль играет бездействие правоохранительных органов. «В милиции стараются не принимать заявления о кражах или просят забрать уже написанное. Иногда милиционеры даже предлагают возместить причиненный ущерб: восстановить замок, купить какую-нибудь украденную деталь, лишь бы мы не портили им отчетность лишними «висяками», - говорит собеседник «Ферганы».
С другой стороны, сотрудники органов внутренних дел завалены совершенно не свойственными им функциями. Например, в декабре прошлого года вышло некое секретное положение регистрировать всех, кто когда-либо выезжал за рубеж.
«Зайдете в любое РОВД и увидите в коридорах толпы вполне приличных людей – это очередь к начальнику «на беседу» (!).После «беседы» с начальником РОВД благонадежные граждане отправляются в антитеррористический отдел, где оперативники заполняют какие-то списки: куда и когда ездил, с кем встречался, не состоишь ли в какой-либо секте или террористической организации. Человека фотографируют, снимают копии паспорта. Через такие допросы вынуждены проходить те, кто собирается получить новые биометрические паспорта или ОВИРовскую визу [для выезда за границу]», - рассказывает другой собеседник.
Кроме того, столичным милиционерам приходится отвлекаться на «трассу» - это с 8.30 до 10.00 и с 18.30 до 21.30, когда президент Узбекистана Ислам Каримов едет на работу или возвращается с нее в свою загородную резиденцию Дурмень. «В этот момент все участковые города отправляются «зачищать» и охранять трассу от граждан. Естественно, город «оголяется» перед ворами», - продолжает источник.
Участковые милиционеры и квартальные комитеты также заняты «отловом» тех, кто выезжал за рубеж. «Я пошел за справкой в махаллинский (квартальный) комитет, там увидели мой паспорт с печатями о вполне законных переходах границы. Сразу заволновались: как, мол, так? Вы по заграницам ездите, идите непременно в РОВД и отметьтесь!», - вспоминает житель Ташкента.