Кыргызстан закрыл всю границу с Таджикистаном. Подробности вчерашнего инцидента рассказал журналистам вице-премьер Токон Мамытов (фото)
Перестрелка, случившаяся в субботу на киргизско-таджикской границе, стала самой серьезной за последние несколько лет. Стычки между местными жителями с участием пограничников в этих горных районах неоднократно случались и ранее, однако, в этот раз одна из сторон, предположительно, применила не только стрелковое оружие, но и минометы, в результате чего было тяжело ранено как минимум шесть военнослужащих Кыргызстана (данные веб-сайта Tushtuk.Kg).
Приграничные участки вокруг анклава Ворух Исфаринского района Согдийской области Таджикистана, расположенного на территории Баткенского района Баткенской области Кыргызстана, остаются самыми сложными и спорными территориями в горах к югу от Ферганской долины. В марте 2008 года в этих местах возник конфликт из-за искусственно возведенной дамбы (плотины), которая не позволяла орошать сельскохозяйственные угодья. В ноябре того же года группа граждан Таджикистана разоружила киргизского пограничника. В октябре минувшего года был совершен незаконный заход таджикских пограничников на принадлежащий Киргизии участок нефтяной скважины «Катта-Туз». 18 декабря 2013 года произошел конфликт, в результате которого оказалась перекрыта дорога Исфара-Ворух. Подробности о приграничных проблемах в регионе читайте в статьях «Чья это вода, чья земля… Как живется в спорных приграничных районах Кыргызстана» и Приграничные конфликты: Воспитание кровью.
Таджикская сторона обвиняет своих соседей и оппонентов в том, что киргизские строители возобновили незаконное строительство автодороги «Кокташ-Аксай-Тамдык», а на требование прекратить работы ответили огнем.
Киргизская сторона данную версию полностью опровергает. Для того, чтобы озвучить свое видение событий, в воскресенье в своем кабинете собрал журналистов вице-премьер по безопасности и охране госграниц Токон Мамытов.
Начал свой рассказ Токон Мамытов с отчета о состоянии здоровья раненых пограничников. По его словам, их пятеро, а не шесть, как сообщалось ранее, все они размещены в Баткенской областной больнице, состояние четверых стабильное, состояние одного лейтенанта - стабильно-тяжелое.
Стабильной (но, вероятно, в чем-то и тяжелой) остается, по словам государственного чиновника, и обстановка в данном регионе. В зоне конфликта с киргизской стороны уже работают начальник главного штаба погранвойск Искендер Мамбеталиев и заместитель главы МВД Курсан Асанов.
«Седьмого января мы также договорились, чтобы межправительственная комиссия встречалась по вопросам делимитации чаще. Была достигнута договорённость о совместном патрулировании населенных пунктов совместными пограничными и милицейскими нарядами. 9 января даже были подписаны соответствующие протокола. И через день происходит этот конфликт. Вчера мы также договорились с таджикской стороной пока не делать заявлений со стороны правительств, и тут вдруг выходит их заявление... Причем никаких доказательств с их стороны нет», - сетует Токон Мамытов.
Рассказал пограничный начальник и о том, как видит произошедшие события киргизская сторона.
«В 11 утра вчера в головное сооружение, которое находится на нашей территории и принадлежит нам, прибывает спецназ Таджикистана во главе с неким майором Махмудовым, который представился начальником штаба. А это должностное лицо. Почему он там оказался? Кстати, потом по линии пограничников прошла информация, что таджикский майор был пьян, коллег мы просили провести медобследование своего пограничника. Наши пограничники подтвердили, что он вел себя неадекватно. С Махмудовым, кстати, приехал целый «Камаз» спецназовцев, их было человек сорок, а наших - тридцать. По нашим данным, предварительное расследование показало, что на месте Махмудов вытащил пистолет, приставил в виску зама Баткенского погранотряда и потребовал прекратить строительные работы (еще раз повторю, которые проводились на нашей территории!). Какое право он имел это делать?! Позднее раненый лейтенант нашего пограничного спецназа сделал ему замечание не размахивать оружием, в ответ Махмудов схватил его за воротник и в упор выстрелил в живот. Началась стрельба с двух сторон. Пограничники заняли позиции. И через несколько минут после этого началась стрельба из минометов по нашей территории. Причем минометный огонь был открыт в нарушении всех международных норм о запрещении применения конкретных видов оружия, которые могут наносить чрезвычайные последствия по территории Кыргызстана. А стреляли целенаправленно по нашим погранцам, по головному сооружению. Шесть воронок от разрыва мин, несколько осколков, в том числе и неразорвавшаяся мина 60 калибра. Все это мы показали соседям и ждем от них вразумительного ответа. По предварительным выводам нашей погранслужбы, это была запланированная стрельба. Был обстрел и из гранатомёта тоже. В результате чего была повреждена электроподстанция. Ее заменили, в настоящее время в селах зоны конфликта свет подается в постоянном режиме», - рассказал Мамытов.
Эти фотографии с места конфликта опубликовало бишкекское агентство «АкиПресс»
По мнению военного обозревателя «Ферганы» Ядгора Норбутаева, на снимках видны две мины. Точнее, одна неразорвавшаяся и крупный осколок от другой, фрагмент со стабилизатором. «Скорее всего, это очень старые мины диаметром 80мм, самый распространённый калибр. На «древность» мин указывает «восьмипёрый» стабилизатор. В настоящее время количество «перьев» бывает 6 или 12. На «древность» также указывают отверстия для воздуха, необходимого для горения пороха в вышибном патроне, в последнее время таких не выпускают. Если мина хранилась довольно долго, то она, скорее всего, и не взорвётся. Отсутствие воронки не должно смущать. Мина (миномётная), в отличие от артиллерийского снаряда, взрывается сразу при соприкосновении с землёй и не оставляет больших воронок. Но земля вокруг после взрыва будет как-бы мелко вспахана и присыпана. На неразорвавшейся мине уже свинчен взрыватель, то есть, она уже обезврежена. Или же ею вообще не стреляли. Другая странная вещь: на предполагаемом, якобы, осколке мины не пробит капсюль вышибного патрона. Выводы: представленные снимки не могут быть доказательствами проведённого обстрела».
Токон Мамытов добавил, что с учетом осложнения ситуации и исключения обострения в межэтническом плане кыргызской стороной было принято решение о закрытии границы с Таджикистаном на всем ее протяжении. Он также отметил, что, несмотря ни на что, строительство дороги продолжается, и силовики делают все, чтобы обеспечить безопасность граждан Кыргызстана. Совместное с таджикскими пограничниками патрулирование границы временно прекращено.
Екатерина Иващенко, Даниил Кислов