Узбекистан: В Самарканде осужден председатель общества дружбы «Узбекистан-Иран»
Руководитель Самаркандского областного отделения общества дружбы « Узбекистан-Иран» Равшан Гулямов признан виновным в незаконной миссионерской деятельности и приговорен к пяти годам лишения свободы, сообщает Интерфакс.
Как сообщил телеканал «Узбекистан» Национальной телерадиокомпании республики, Гулямов получал в посольстве Ирана в Ташкенте религиозную литературу шиитского толка и распространял ее в мечетях Самаркандской и Джизакской областей. В частности, эта литература раздавалась прихожанам самаркандских мечетей «Мирзаавлиё» и «Панжоб». В итоге число последователей шиитского направления ислама на территории этой области увеличилось в шесть раз, передает 12news.uz.
При задержании у Гулямова и его сообщников было обнаружено около 500 книг, 1600 журналов, 457 листовок, 100 дисков и три ноутбука, содержащих записи шиитских проповедников. Эксперты Комитета по делам религий Узбекистана заявили, что в изъятых материалах содержались оскорбления по отношению к людям, исповедующим суннитское течение ислама, число которых в Узбекистане превышает более 90 процентов от общего количества мусульман.
В телерепортаже отмечалось, что действия иранских дипломатов, дававших Гулямову незаконную религиозную литературу, идут вразрез с требованиями «Венской конвенции о дипломатических сношениях» 1961 года, в статье 41 которой говорится, что «без ущерба для их привилегий и иммунитетов, все лица, пользующиеся такими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства; все официальные дела с государством пребывания, вверенные представительству аккредитующим государством, ведутся с министерством иностранных дел государства пребывания или через это министерство, либо с другим министерством, в отношении которого имеется договоренность, или через это другое министерство».
Отметим, что вопреки традиционной манере СМИ Узбекистана замалчивать общественно важные события, информацию о суде над активистом узбекско-иранской дружбы опубликовали сразу несколько местных интернет-сайтов. «Нет сомнений, что эта кампания в прессе имеет заказной, пропагандистский характер. Очевидно и то, что обвинения в нарушении Венской конвенции о дипломатической деятельности должны были быть адресованы работникам иранского посольства, и никакой уголовной вины узбекского общественника нет. Впрочем, в Узбекистане с крайней подозрительностью относятся к миссионерам любого толка, и особенно – мусульманским», - считает главный редактор «Ферганы.Ру» Даниил Кислов.
Напомним, Конституция Узбекистана предусматривает свободу вероисповедания и принцип отделения религии от государства, однако принятый в 1998 году закон о религии предоставляет права только зарегистрированным религиозным группам и ограничивает количество религиозных групп, которые могут быть официально зарегистрированы. Нарушители положений о религиозной пропаганде, ввозе и распространении религиозной литературы и ведении частного религиозного образования подлежат уголовному наказанию. «Фергана» неоднократно публиковала сообщения таких организаций, как Forum18, Human Rights Watch и других, о фактах преследования узбекскими властями представителей различных конфессий.
В настоящее время в Узбекистане зарегистрировано 2225 религиозных объединений, представляющих 16 конфессий. Из них 2051 - мусульманские (в том числе мечети, учебные заведения и исламские центры), в том числе несколько шиитских. Зарегистрированные религиозные меньшинства включают 52 объединения корейских христиан, 38 - православных, 23 - баптистов, 21 - пятидесятников, 10 - адвентистов седьмого дня, а также восемь еврейских объединений, пять католических, шесть Бахаи, два лютеранских, четыре новоапостольских, два армянских, по одному - Свидетелей Иеговы, Сознания Кришны, храм Будды, христианскую церковь «Голос Бога» и межконфессиональное Библейское общество.