Узбекистан: Фермера обвинили в посягательстве на конституционный строй, но приговорили к условному сроку
Как рассказала «Фергане» лидер ПАУ Елена Урлаева, Сарымсаков обвинялся по нескольким статьям уголовного кодекса Узбекистана: 139 («Клевета»), 140 («Оскорбление») и часть 3 («Заговор с целью захвата власти и свержения Конституционного строя Республики Узбекистан») статьи 159 («Посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан»). Одна только последняя статья предусматривает наказание от 10 до 20 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Судья Абдувалиев дал приказ не пропускать в зал заседания наблюдателей-правозащитников Малохат Эшонкулову, Елену Урлаеву и Шухрата Рустамова. Однако Урлаевой удалось проскользнуть через контрольно-пропускной пост милиции и забежать на второй этаж здания суда, где проходил процесс по делу Сарымсакова. Она стала свистеть в свисток и требовать начать суд и пустить в зал наблюдателей. Судья в ответ отложил суд на три часа и начал его в 19 часов вечера, так и не пустив в зал никого лишнего, на его взгляд. Сарымсакова судили одного в окружении сотрудников СНБ и МВД Узбекистана.
«Вынесенный ему приговор вообще не соответствовал обвинению – судья Абдувалиев приговорил Сарымсакова к трем годам условно и освободил его в зале суда. Спрашивается, а куда делось обвинение по статье 159? Может, судья Абдувалиев испугался свистка и забыл, что надо дать хотя бы десять лет лишения свободы или же отменить это обвинение?», - восклицает Урлаева.
Члены ПАУ заявляют, что по статье 159 нужно судить всех должностных лиц Узбекистана, нарушающих права и свободы граждан и не соблюдающих Конституцию страны, и конфисковывать их имущество, которое они приобретают за взятки, полученные путем вымогательства, посягая тем самым на Конституционный строй Узбекистана.
По данным Uznews.net, уголовное дело против Сарымсакова было возбуждено 30 мая 2013 года. Тогда он обвинялся только в клевете, две другие статьи добавились во время следствия.
Фрагмент обвинительного заключения по делу Сарымсакова
Нынешний процесс стал следствием давней истории: в начале 2000-х годов фермер вступил в конфликт с местными властями, который завершился изъятием у него земель, полугодовой отсидкой в СИЗО и тремя годами условно. Он обжаловал приговор, критикуя при этом хозяйственную деятельность районного хокима (главы администрации), в результате был обвинен в том, что сообщает сведения, «позорящие руководство района и не соответствующие действительности». Подробности того дела правозащитному изданию Жараен сообщил правозащитник Шухрат Рустамов, помогавший Сарымсакову писать жалобы.
«Аликул Сарымсаков, проживающий в кишлаке Тешик-тепа, с согласия жителей той местности и властей собрал 15 миллионов сумов для строительства дома на 30 семей. Половину этих денег он отнес в департамент по выдаче земельных участков при хокимияте (администрации) Зааминского района, и сказал местным чиновникам, что оставшуюся половину денег принесет после вынесения решения о выделении земли. Но чиновники волокитили, не желая выделить обещанные участки и требуя от Сарымсакова взятки. Но этот честный человек отказал им в этом. Дело закончилось большим скандалом, и в 2009 году по сфабрикованным обвинениям они посадили Аликула Сарымсакова в тюрьму. Он просидел в заключении шесть месяцев, затем его выпустили по амнистии. В поисках справедливости он обратился ко мне за помощью. Я начал защищать его права. Теперь прокурор района и чиновники, ставшие соучастниками этого дела, поняли, что в этом деле я сильнее Сарымсакова и что теперь их преступные деяния будут разоблачены. Поэтому они постарались возбудить уголовное дело против меня», - сказал Шухрат Рустамов. Дело против адвоката было возбуждено в Ташкенте в конце августа по статье 139 («Клевета»).
На первом заседании суда, состоявшемся 26 сентября, выступил хоким Зааминского района Ускан Азимов, который заявил, что Сарымсаков «своим враньем мешает ему работать». В ответ фермер подал ходатайство об отмене решения по возбуждению уголовного дела, так как, в соответствии с законом, статьи 139 и 140 могут быть применены только после применения административного наказания за такие же деяния. В другом ходатайстве Сарымсаков потребовал снять с него обвинение по 159-й статье, так как в своих жалобах он и Рустамов всего лишь обжаловали действия должностных лиц, а это право за ними как раз и закреплено в Конституции. Судья, как рассказывают правозащитники, тогда спешно закрыл заседание. Следующие заседания завершились аналогичным образом - Сарымсаков подал целый ряд ходатайств, в частности, о востребовании в Генеральной прокуратуре ответа на жалобы, которые, собственно, и стали причиной судебного разбирательства.