21 december 2024




Новости Центральной Азии

The Guardian: Британские университеты не стесняются сотрудничать с Узбекистаном - нарушителем прав человека

The Guardian
Министерство иностранных дел Великобритании и Британский Совет укрепляют и без того тесные связи с режимом Ислама Каримова, несмотря на широкое распространение в Узбекистане пыток, принудительного труда, сообщения о массовом расстреле и других нарушений прав человека, пишет 9 октября The Guardian.

Ряд британских университетов при полной поддержке британского правительства установил связи с высшими учебными заведениями в стране, ситуация с правами человека в которой признана одной из худших в мире. В частности, университет Вестминстера создал в Узбекистане кампус, пять других - Кембридж, университет Бата, университет Восточной Англии, Лондонский колледж моды и Лондонский университет Метрополитен - тоже установили партнерские связи с узбекскими коллегами.

Эти контакты были поддержаны Британским Советом и Министерством иностранных дел, акцентировавшими внимание на Узбекистане после терактов 11 сентября 2001 года в США: Великобритания решила укрепить отношения со стратегически важной страной Центральной Азии, которая ранее была частью Советского Союза и является ключевым транзитным пунктом на линии снабжения НАТО в Афганистане.

Между тем, с того времени ситуация с правами человека в Узбекистане, по свидетельствам международных правозащитных организаций Amnesty International (AI) и Human Rights Watch (HRW), в некотором плане ухудшилась. Несколько сотен демонстрантов были застрелены в 2005 году; мусульманам, которые практикуют свою религию вне установленных государством рамок, грозят тюремное заключение и пытки, как и немногочисленным последователям Свидетелей Иеговы; правозащитников и журналистов часто заключают в тюрьму по ложному обвинению; более миллиона человек власти ежегодно мобилизуют на принудительные работы. В 2002 году появились сообщения, исходившие, в том числе, от британского МИДа и Госдепартамента США, о том, что два осужденных члена запрещенной исламистской партии «Хизб ут-Тахрир» были сварены заживо.

Некоторые из наладивших с Узбекистаном связи британских университетов не хотят обсуждать ситуацию с правами человека. Особенно неудобны эти вопросы для Вестминстерского университета, чей ташкентский филиал в течение девяти лет возглавлял бывший офицер КГБ. Есть сообщения, оспариваемые Вестминстером, что сотрудники узбекских спецслужб не только имеют свободный доступ к кампусу, но и получают там зарплату. Такие же претензии можно предъявить и Лондонскому колледжу моды, который наладил связи с рядом узбекских учреждений, несмотря на широкое использование правительством принудительного труда, в том числе детского, во время хлопкоуборочной кампании.

Британский Совет оправдывает свою деятельность необходимостью развивать образовательные связи и продолжать работу в странах, переживающих трудные времена. «Мы считаем, что лучше развивать позитивное сотрудничество, в частности, с новым поколением лидеров в сфере образования и культуры, а не изолировать людей от ценных контактов в Великобритании», - цитирует The Guardian пресс-секретаря Совета. И добавил: «Мы понимаем, что некоторые люди могут не хотеть сотрудничать с определенными режимами, и мы уважаем их выбор; мы также уважаем выбор тех, кто хочет участвовать [в наших программах]».

Специалист HRW по Центральной Азии Стив Свердлов заявил, что ни один из университетов, контактирующих с узбекскими коллегами, не может серьезно утверждать, что не знает, с каким режимом они имеют дело. «Будь то Даунинг-стрит или престижное учебное заведение, ни у кого в Лондоне нет иллюзий относительно того, какое правительство заседает в Ташкенте», - добавил он.

Тесное сотрудничество с Узбекистаном началось с действий Вестминстерского университета, который в 2001 году при поддержке Британского Совета выиграл контракт на создание филиала в Ташкенте. Международный Вестминстерский университет в Ташкенте (МВУТ) был открыт в 2002 году в помещениях, предоставленных правительством Узбекистана. МВУТ ведет обучение специальностям «Экономика», «Менеджмент», «Информационные технологии» и «Право». Первые девять лет ректором, которого назначает правительство Узбекистана, был бывший офицер КГБ Абдуджабар Абдувахитов.

После официальной церемонии открытия британский премьер Тони Блэр направил деспотичному президенту Узбекистана Исламу Каримову поздравительное письмо, в котором отметил, что этот «обнадеживающий и позитивный проект позволит нам строить партнерство через наши общие ценности высшего образования».

Вестминстер, похоже, не желает говорить об отчетах о правах человека в Узбекистане. На вопрос, признает ли он справедливость критических докладов HRW и других НПО, университет ответил, что он вносит свой вклад в реформу образования путем предоставления доступа к «всемирно известному образованию и обучению».

Подготовка кадров

Университет заявляет, что его ташкентский филиал независим от правительства Узбекистана. Однако Каримов, похоже, придерживается иной точки зрения: в прошлом году официальное информагентство UzReport сообщило, что «Международный Вестминстерский университет в Ташкенте был создан по инициативе Президента Республики Узбекистан... в рамках реализации Национальной программы по подготовке кадров».

О тесной связи МВУТ с режимом Каримова говорилось и в каблограмме посла США в Узбекистане Джона Пурнелла, направленной в Вашингтон в 2006 году и впоследствии обнародованной сайтом WikiLeaks. В частности, Пурнелл сообщал, что первый заместитель ректора МВУТ сказал одному из сотрудников посольства США, что несколько руководящих сотрудников университета являются офицерами «страшной каримовской спецслужбы» - Службы национальной безопасности (СНБ). Кроме того, продолжает Пурнелл, ректор Абдувахитов ранее возглавлял управление СНБ в восточной части Узбекистана, где в 2005 году произошли трагические события. Через год после расстрела в Андижане этот человек взял отпуск в университете и вернулся в регион под предлогом контроля местных выборов, хотя более вероятно, что целью его было помочь властям тихо пережить годовщину страшного события.

Первый проректор, которого цитирует посол США, - это Алан Франс, британский ученый, который ранее был деканом Школы бизнеса Ланкашир, и который был назначен университетом Вестминстера, а не правительством Каримова. Франс сказал Guardian, что помнит свой разговор с дипломатом посольства США. «Я в шоке, что наш разговор попал в отчет, - заявил ученый, но отрицал, что представил своих узбекских коллег как офицеров СНБ. «Это просто трактовка того, что я сказал», - пояснил Франс.

Четырьмя днями ранее в университете Вестминстера заявили Guardian в письменном виде об отсутствии какой-либо связи между ректором МВУТ и СНБ. Но по словам сотрудника МВУТ, это утверждение ложно. «Ни для кого не секрет, что у Абдуджабара есть прошлое», - заявил Франс. Он добавил, что Абдувахитов был офицером узбекского КГБ в советское время, и это известно.

На вопрос о том, брал ли Абдувахитов отпуск, чтобы вернуться в Ферганскую долину на первую годовщину трагических событий 2005 года, Франс ответил, что не помнит. Он также не уверен, что в университете присутствовали сотрудники СНБ, но точно знает, что зарплату в МВУТ они не получали. На вопрос о коммерческой ценности деятельности Вестминстерского университета в Узбекистане, Франс ответил, что «любые коммерческие соглашения являются конфиденциальными». Согласно каблограмме посла США, в 2006 году университет получил от узбекского правительства $3,5 млн год для стипендиального фонда.

Война с терроризмом

Узбекистан был убежденным политическим союзником Запада в так называемой войне с террором, и недолго побыл формальным военным союзником России. Его значение для НАТО выросло за счет строительства железнодорожной линии в северном Афганистане в 2010 году; линия транзита афганских грузов, известная как Северная сеть поставок, стала жизненно важной, когда Пакистан временно запретил транзит по своей территории в 2011 году.

Отвечая на вопрос о роли Министерства иностранных дел в поощрении образовательных связей Великобритании с Узбекистаном, Британский Совет настаивал, что решение работать в какой-либо стране принимает его попечительский совет в соответствии с его благотворительными целями. Хотя правила, которые регулируют деятельность Совета, составляет МИД, требуется, чтобы они действовали в соответствии с долгосрочными международными задачами британского правительства, а также благотворительными целями Совета.

Британский МИД более двух недель рассматривал список вопросов Gardian о роли, которую он сыграл в деле поощрения установления британскими университетами связей с Узбекистаном, прежде чем ответить, что он не принимал «никакого прямого участия» в создании в Ташкенте колледжа Вестминстера или любого другого партнерства. Но приветствует эти проекты: «Образовательные связи между Великобританией и Узбекистаном могут помочь улучшить стандарты обучения, дающие молодым людям доступ к британскому образованию, культуре и способам ведения дел. Они также укрепляют контакты и понимание между народами».

Между тем, правозащитные организации считают, что эти связи только усугубили кризис с правами человека в Узбекистане. В своем последнем докладе об этой республике HRW осуждал США и Европу, чья дипломатия «обусловлена краткосрочными интересами в Узбекистане, ныне стратегически важном в качестве канала поставок и транзита войск для войны в Афганистане», но в результате ситуация с правами человека в Узбекистане может только ухудшиться.

«За последние несколько лет политика тихой дипломатии с Ташкентом придала смелости узбекским властям для продолжения борьбы с независимым гражданским обществом. Сейчас необходимо принципиальное взаимодействие – там, где возможны значимые политические последствия для двусторонних отношений из-за серьезных нарушений прав человека», - считает Стив Свердлов.

Другие британские университеты установили связи с высшими учебными заведениями в Узбекистане в рамках проекта Британского совета INSPIRE - международного стратегического партнерства в области исследований и образования. Лондонский колледж моды, отделение Университета искусств Лондона, стал сотрудничать с Ташкентским институтом текстильной и легкой промышленности и двумя другими узбекскими вузами. Некоторые высокопоставленные сотрудники Лондонского колледжа моды, видимо, действительно не знают, что имеют дело со страной, в которой широко распространен принудительный труд на хлопковых полях.

Крейг Мюррей, бывший посол Великобритании в Ташкенте, в своей книге «Убийство в Самарканде», рассказал, как он пришел в университет и обнаружил, что он пуст. «Власти не хотели, чтобы я посетил университет из-за его сходства с [кораблем-призраком] «Мари Селеста». Потому что все были на полях, где собирали хлопок».

Привлеченные к сбору хлопка вынуждены терпеть плохие бытовые условия, жить в казармах, они практически не получают заработной платы, если отказываются работать, то подвергаются наказаниям, таким, как избиения или отказ в предоставлении социальных льгот. Регулярно в СМИ появляются сообщения о гибели людей, участвующих в сборе урожая.

Отвечая на вопрос о своей деятельности в Узбекистане, Лондонский колледж моды сообщил о завершении работы, которая осуществлялась при финансовой поддержке Британского Совета. В колледже отказались назвать стоимость контракта. Там отметили, что во время рассмотрения предложения о работе работать в такой стране, как Узбекистан, колледж тщательно изучил этические последствия «и почувствовал, что есть значительная прямая выгода для узбекских ремесленников».

Колледж отрицал наличие каких-либо отношений с дочерью президента Каримова Гульнарой, чей интерес к дизайну одежды хорошо известен. Тем не менее, старшие сотрудники колледжа приняли участие в ряде показов мод и круглых столах, которые организовывал возглавляемый Каримовой «Фонд Форум».

Лондонский университет Метрополитен поддерживает связи с рядом узбекских учреждений, включая Университет мировой экономики и дипломатии, где Гульнара Каримова числится профессором. В своем ответе университет указал, что знает о проблемах страны, но взаимодействует с ней ради обмена идеями и повышения образовательных стандартов. Университет также заявил, что обучал узбекских борцов за права человека, но не ответил на запрос о дополнительной информации, а также отказался говорить о том, что ему известно о допросах в СНБ студентов Университета мировой экономики и дипломатии, которые высказывали или слышали высказанные кем-то политические мнения.

По данным Human Rights Watch, партнер университета Метрополитен является потенциально опасным местом для студентов, желающих высказать собственное мнение. «Спецслужбы подавляют свободную мысль в университетах, допрашивая студентов, которые задаются вопросом поведения своего правительства или хотят расследовать ситуацию с правами человека в стране», - говорит Стив Свердлов.

В Кембриджском университете сообщили Guardian, что его Центр по изучению проблем развития уже третий год реализует проект по истории в сотрудничестве с Ташкентским государственным институтом востоковедения. Проект финансируется Британским Советом, размер гранта не раскрывается.

Университет Бата получил от Британского Совета 44 тысячи фунтов на оказание помощи в разработке бизнес-образования в Ташкентском государственном экономическом университете. Проект ведется с 2010 года. В этом университете отметили, что «работа по улучшению академических стандартов является аполитичной и никоим образом не является поддержкой (молчаливой или явной) политического режима страны, в которой она идет. Работа проводилась коллегиально... Она отражает потенциал высшего образования в Великобритании в укреплении гражданского общества».

В Университете Восточной Англии сказали, что его трехлетнее сотрудничество с Узбекским государственным университетом мировых языков и Андижанским госуниверситетом, на которое Британский Совет выделил грант в размере 45 тысяч фунтов, помогло подготовить тысячи преподавателей английского языка. Проект завершился в начале этого года. «Цель проекта заключалась в оказании помощи в развитии системы образования в Узбекистане. При рассмотрении возможности сотрудничества с зарубежными партнерами университет тщательно выясняет, перевешивают ли гуманитарные преимущества недостатки», - рассказали Gardian в университете.

В частных беседах сотрудники некоторых университетов выразили смятение тем, что Британский совет и Министерство иностранных дел не предупредили их о нарушениях прав человека в Узбекистане, и говорят, что не ожидали, что Совет предложит им партнерство со страной, где такое положение дел.

Между тем, министерство иностранных дел Великобритании оценивает ситуацию с правами человека в Узбекистане как вызывающую серьезную озабоченность. Последний по времени доклад на эту тему свидетельствует об отсутствии в Узбекистане политической и религиозной свободы, применении пыток, ухудшении условий для свободы выражения мнений и собраний, а также об использовании принудительного, включая детский, труда на сборе хлопка.

Даже сотрудники британского посольства из числа местных жителей не защищены от преследования, задержания и даже пыток. В качестве примера Guardian приводит историю Каюма Ортикова, который работал в посольстве охранником. Напомним, в январе 2009 года Чиланзарским районным судом по уголовным делам Ортиков был обвинен по статье 135 (Торговля людьми) Уголовного Кодекса Узбекистана и приговорен к шестилетнему заключению. В период его пребывания в следственном изоляторе №1 (Таштюрьма) в отношении него применялись пытки с целью «превратить» его в шпиона Великобритании. Как пишет Gardian, преследование Ортикова началось, якобы, после того, как он отказался шпионить за британскими дипломатами. По информации правозащитников, британское посольство вмешалось и помогло освобождению Ортикова только после того, как в воскресном выпуске газеты Independent был опубликован рассказ о его бедственном положении.

Источник — The Guardian, перевод - «Фергана.Ру»

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА