Узбекистан: Ученики колледжей переведены на «казарменное положение», на хлопок отправляют даже нарушителей ПДД
Как сообщила «Фергане» Елена Урлаева, школьников в этом году в обследованных районах к сбору хлопка не привлекали, они посещают занятия. Однако подростки в возрасте от 16 до 18 лет, которые учатся в колледжах, по принуждению властей вместо учёбы собирают хлопок, а с 17 сентября 2013 года даже были переведены на «казарменное положение» (то есть, постоянное проживание в районе сбора урожая. - прим. ред.).
«Колледжи пустуют, в них детям отведены места на полу для ночлега. Дети с раннего утра и до позднего вечера собирают хлопок, их норма сбора - по 50-60 килограммов в день. Кормят сборщиков два раза в день. Поля, где работают дети, охраняются военизированной охраной, работниками хокимиятов (районных администраций). Над полями постоянно барражирует вертолёт», - рассказывает Елена Урлаева.
Так в районе города Бука в казармах расположили учащихся военного колледжа из Кибрайского района. Фото Елены Урлаевой
«В наказание за недосбор хлопка детям не платят деньги за собранный сырец», - рассказывает Елена Урлаева. По словам правозащитницы, многие дети голодают, а 19 сентября из одной из «казарм» убежали 15 подростков, в настоящее время ведётся их поиск.
Мальчик, демонстрирующий мешок для хлопка. Фото Елены Урлаевой
Как сообщают собственные корреспонденты «Ферганы», отказ от привлечения к сбору хлопка школьников вынуждает власть искать альтернативную дармовую рабочую силу. Наряду с горожанами-бюджетниками в число «добровольно-принудительных» сборщиков урожая попадают даже случайные нарушители правил дорожного движения.
По словам не пожелавшего раскрыть себя сотрудника госавтоинспекции при ГУВД Ташкента, «сверху спущено устное распоряжение об отправке на хлопок («на недельку-другую») нарушителей ПДД, особо не занятых на производстве». Во исполнение этого приказа у «штрафника» временно изымают права, берут уточняющие данные и отпускают с условием, что через определенное время он должен быть по нужному адресу, чтобы направиться на место предполагаемого сбора урожая.
Частный таксист, приехавший в столицу подзаработать из Самарканда и попросивший называть его Максудом, пояснил, что большинство из тех, кого «нанимают» на хлопок прямо с ташкентских улиц, - его собратья-таксисты из регионов. «Бывает, что человек не успевает сообщить своим родным даже правильный адрес конечного пункта дислокации – сначала предполагается одно хозяйство, затем могут переиграть, - говорит мужчина. – Никто из потенциальных организаторов отправки не интересуется, есть ли у него в кармане деньги, чтобы пополнить хотя бы баланс телефона…».
Сам Максуд уже отработал «штрафные дни» на полях Сырдарьинской области и вернул свое водительское удостоверение. Он убежден, что в таких случаях лучше соглашаться, так как отказ себе дороже – в противном случае придется платить большой штраф. Но Максуду очень обидно, что «экстренные» меры инспекторов дорожной службы касаются только обычных лихачей, но никак не крутых бездельников и папенькиных сынков, которых на ташкентских улицах пруд пруди.