Узбекистан: Требования к одежде учителей школ и колледжей ежегодно ужесточаются
По информации, полученной редакцией «Ферганы» от источников в системе образования Узбекистана, требования властей к одежде учителей школ и колледжей с каждым годом становятся все более жесткими и принципиальными. Дресс-код для педагогов, негласно введенный несколько лет назад, грозит учителям придирками и санкциями со стороны руководства учебных заведений.
«Лично мне не нравится, когда директор или завуч вызывают к себе только для того, чтобы сделать замечание о длине моей юбки или «обтягивающих» брюках, - говорит 26-летняя Виктория, преподаватель английского языка одной из ташкентских школ. – Главное, на мой взгляд, - багаж знаний, который ты несешь своим подопечным. Администрацию школы должно интересовать именно это, а стиль одежды – личное дело каждого».
По мнению Виктории, если вопрос о «стандартах» в этом году перевесит ее личные амбиции, то она с легкостью подаст на увольнение. Ходить же в школу «зимой и летом одним цветом» - в неизменно белой блузке с закрытым воротом и длинной черной юбке - ей претит самолюбие: она не желает «сливаться с массой учениц в однообразно-советских нарядах».
Многоопытные ветераны школы, повидавшие на своем веку немало реформ, связанных с «подведением под стандарт» параметров школьных нарядов, к очередному новшеству относятся с философским спокойствием. «Не вижу ничего предосудительного в том, что от преподавателей требуют дисциплинированности в одежде, - делится мнением бывшая учительница узбекского языка школы № 164 Чиланзарского района узбеккой столицы. – Что это за учитель, если ученики смотрят на него как на модель, явившуюся демонстрировать свои наряды, прическу, бижутерию или «интересные формы», а тема урока при этом безвозвратно потеряна».
Требование по внедрению школьных форм (как для учащихся, так и их наставников) было озвучено в Узбекистане еще в августе 2010 года. Тогда Министерство народного образования издало приказ «О совершенствовании внутреннего порядка и правил общеобразовательных школ». Согласно этому документу, педагогический коллектив каждой из 294 столичных школ имеет право, по согласованию с родителями, выбирать собственную школьную форму, ее цвет и фасон. Любопытно, что среди свода обязательных для исполнения правил, адресованных педагогам-женщинам, отдельным пунктом значится, что длина их юбок «не должна быть выше колен».
Таким образом, четко регламентированного стандарта одежды педагогов ни в одном из ташкентских образовательных учреждений нет. Каждый учитель покупает или заказывает одежду по своему вкусу и пожеланию, но она при этом должна соответствовать внутренним требованиям той или иной школы. Скажем, к офисному стилю – строгой темной юбке определенной длины и белой блузке – ни в одной школе не придерутся. Брюки, будь то классические или джинсы, в узбекские правила не вписываются, причем в категоричной форме – как для педагогов-женщин, так и для их воспитанниц.
Однако каждый год из минобразования шлют указания о наведении «строгого порядка». Директивы на сей счет «спускаются» исполнительным директорам школ устно - через подчиненных в городском управлении народного образования (ГУНО) и его районных подразделений (районо). Директора же, ссылаясь на распоряжение «верхов», в не терпящем возражения тоне объявляют коллективу о получивших «благословение» кураторов фасонах типовых школьных нарядов.
Неисполнение такого приказа грозит учителю по меньшей мере недоброжелательным отношением и шантажом со стороны начальства.