Россия: Узбекскому продюсеру, обвиняемому в экстремизме, удалось избежать экстрадиции в Узбекистан
В Москве была предпринята попытка выдать Узбекистану 36-летнего продюсера Мирсобира Хамидкариева, который 10 июля 2013 года был задержан по запросу узбекских властей.
Как передает Правозащитный центр «Мемориал», Хамидкариев был задержан в ходе полицейской проверки, когда вышел из дома без документов, чтобы помочь другу с ремонтом машины. Его доставили в ОМВД по Войковскому району, где выяснилось, что с 2011 года он находится в межгосударственном розыске по ст.244-2 ч.1 (участие в запрещенной религиозно-экстремистской организации) Уголовного кодекса Узбекистана. По версии узбекской стороны, в 2009 году Хамидкариев вместе с группой жителей Ташкента создал террористическую организацию «Ислом жиходчилари», членами которой были известные спортсмены, представители творческой интеллигенции и бизнесмены, а также принимал участие в создании и присутствовал на собраниях религиозной организации «ваххобий», возглавляемой находившимся в розыске Нурилло Саидхаджаевым.
В октябре 2011 года в одной из интернет-публикаций, появившихся с подачи узбекских спецслужб, продюсер характеризовался как «религиозный фанатик», который «поддерживал устойчивые связи» с террористическим организациями в Афганистане и Пакистане и привлекал в религиозное сообщество других людей «на творческих вечеринках, организуемых в кафе, ресторанах и саунах Ташкента». Члены таких сообществ якобы готовились к «свержению действующего конституционного строя» путем реализации некоего «кровавого сценария». В статье утверждалось, что среди членов сообщества оказались композитор Азиз Халмуратов, музыкант Сурат Касимов, киноактер Фаррух Саипов, кинооператор Темур Примкулов, бизнесмен из Наманганской области Мутаали Мамаджанов и другие известные в Узбекистане люди, которые «предстали перед законом». Хамидкариев и вице-чемпион Азии по кикбоксингу Улугбек Шукуров были объявлены в розыск (последний, по некоторым данным, задержан в Ташкенте летом 2011 года).
Мирсобир Хамидкариев в СИЗО. Он сообщил «Мемориалу», что перед выходом из изолятора вскрыл себе вены, получив неофициальную информацию о том, что двое граждан Узбекистана уже переданы представителям спецслужб этой страны, и он может быть третьим. Администрация СИЗО отрицает факт передачи для выдачи в Узбекистан других арестованных. Не исключено, что первоначальный сценарий «дела Хамидкариева» был изменен благодаря активной позиции адвоката, отмечает руководитель Центральноазиатской программы ПЦ «Мемориал» Виталий Пономарев
Неофициальные источники утверждают, что эти обвинения сфабрикованы, а в качестве членов «религиозно-экстремистских групп» следствие представило участников традиционных мужских гапов - неформальных дружеских посиделок. Высказывались предположения, что дело о мнимых «экстремистах» из творческой интеллигенции могло носить заказной характер, поскольку один из его фигурантов, находившийся в близких отношениях с дочерью президента Узбекистана Гульнарой Каримовой, незадолго до этого по совету друзей разорвал эти отношения.
Между тем, как сообщает «Мемориал», по этому делу были задержаны около 40 человек. Примерно 30 из них были освобождены, большинство - за взятку, размер которой доходил до 60 тысяч долларов. А девять жителей Ташкента и Ташкентской области приговорены к лишению свободы на сроки от 6 до 9 лет. Среди осужденных оказался младший брат Мирсобира Хамидкариева – 29-летний Миразиз, получивший 8 лет. Многие задержанные (включая Миразиза) подверглись жестоким пыткам.
Узнав о задержании Мирсобира Хамидкариева, УВД Ташкентской области подтвердило намерение требовать его выдачи. 12 июля Головинский районный суд Москвы вынес постановление о его содержании под стражей до 9 августа в связи с экстрадиционной проверкой. Находясь в московском СИЗО-4, Хамидкариев при участии сотрудника Комитета «Гражданское содействие», адвоката Иллариона Васильева подал заявление в ФМС о предоставлении ему статуса беженца.
Жена Хамидкариева сообщила «Мемориалу», что хотя ее муж читал намаз (молитву), характеристика его как «религиозного фанатика» абсурдна. По ее словам, проблемы у Мирсобира начались в 2010 году: неизвестные люди в масках и с оружием вынесли товар из принадлежавшего ему магазина «Мир электроники». Когда в ночь с 24 на 25 декабря супруги возвращались домой после празднования дня рождения Мирсобира, их машина подверглась обстрелу. Через два часа стало известно, что сотрудники СНБ задержали Миразиза. В тот же день продюсер и его жена покинули Узбекистан.
В ходе судебных слушаний 12 июля 2013 года Хамидкариев заявил, что никаких преступлений в Узбекистане не совершал, в случае экстрадиции ему угрожают пытки, имеет на иждивении беременную жену, до задержания оказывал содействие правоохранительным органам России.
7 августа по результатам экстрадиционной проверки прокуратура пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для выдачи Хамидкариева в Узбекистан, но его не освободили - из-за представленного полицией документа из Федеральной миграционной службы (ФМС) о том, что Хамидкариев якобы не обращался за регистрацией по месту пребывания, а имеющаяся у него бумага - фальшивая. Это было использовано как формальное основание для его задержания на выходе из СИЗО.
Жена Хамидкариева заявляет, что регистрация в ФМС была законной. Документ подразделения ФМС, представленный полицией, вызвал сомнения у суда, поскольку не имел печати ФМС и исходящего номера, а был заверен лишь печатью для пакетов местной прокуратуры. Странным показалось судье и то обстоятельство, что патент на пребывание в России как в прошлом, так и в этом году якобы мог оформляться Хамидкариевым при отсутствии законной регистрации. Судья предоставил время до 18 часов для представления в суд надлежащим образом оформленного документа ФМС.
По словам адвоката Иллариона Васильева, сотрудники ФМС в Раменском, где якобы была выдана справка об отсутствии у Хамидкариева регистрации, сообщили полицейским, что произошло «недоразумение», а с регистрацией у задержанного все в порядке. С учетом этого обстоятельства полиция отказалась от намерения обвинить Хамидкариева в нарушении миграционного законодательства.
Вечером 10 августа он был освобожден из-под стражи.
Как отмечает председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, по имеющимся данным, спецслужбы Узбекистана проявляют интерес не только к Хамидкариеву, но и к его жене Элле. Поэтому правозащитные организации «намерены, соблюдая все меры предосторожности, помочь им получить убежище».