Пропавший в Кыргызстане беженец Шухрат Мусин обнаружен в андижанской тюрьме
«Двоюродный брат Шухрата, который живет в Андижане, попал в тюрьму на 15 суток. Выйдя на свободу, он связался с родителями Шухрата, которые живут в эмиграции в Америке, и сообщил, что их сын содержится в подвале той самой тюрьмы. Потом родители Шухрата рассказали об этом Барно, жене Шухрата, и ее старшему брату Исламу. Несмотря на такую весть, Барно хочет продолжить поиски мужа в Бишкеке», - сообщил 12 апреля изданию по телефону родственник Мусина.
Как «Фергана» рассказывала ранее, 18 февраля Шухрат Мусин был вызван телефонным звонком из дома, после чего исчез. По данным правозащитной организации Human Rights Watch, Мусин бежал с семьей из Ханабада в 2008 году, опасаясь преследований по религиозным мотивам. В Узбекистане Мусину инкриминируются такие преступления, как терроризм, попытка свержения конституционного строя, участие в религиозной экстремистской организации. По словам родственников беженца, узбекские спецслужбы начали преследовать Мусина за просмотр вместе с друзьями CD-диска о трагических событиях в Андижане в мае 2005 года. В 2009 году Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) признало его беженцем и выдало соответствующий мандат. Мусин жил в Бишкеке с семьей в ожидании переселения в третью страну.
В октябре 2010 года Мусин был задержан в Бишкеке сотрудниками Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Кыргызстана по экстрадиционному запросу узбекских властей. Но благодаря вмешательству УВКБ ООН в Бишкеке и ряда правозащитных организаций в феврале 2011 года Мусин был выпущен на свободу.
Ранее некоторые правозащитники высказали предположение о том, что Мусина могли выкрасть сотрудники узбекских спецслужб. По их сведениям, зимой 2012 года из Коканда в Кыргызстан приехал беженец Абдурауф Рахмонов, который сразу начал тесно общаться с проживающими в Бишкеке верующими беженцами из Узбекистана. Возможно, считают правозащитники, он причастен к похищению Мусина.
Напомним, что это далеко не первый случай исчезновения исчезновения узбекских беженцев в странах СНГ. Например, в декабре прошлого года в России без вести пропал верующий беженец из Андижана Юсуп Касымахунов, за четыре дня до этого освобожденный после почти девятилетнего лишения свободы. По данным московского правозащитного центра «Мемориал», Касымахунов был отправлен из Москвы в Ташкент на самолете авиакомпании «Узбекистан хаво йуллари». Правозащитники опасаются, что он находится в андижанской тюрьме и к нему применяются жестокие пытки.
Многие правозащитники утверждают, что в обоих случаях узбекские беженцы были выкрадены узбекскими спецслужбами и в этом им помогли коллеги из стран, где на момент исчезновения проживали беженцы.
Как заявила руководитель Международной правозащитной организации «Клуб Пламенных Сердец» Мутабар Таджибаева, «то, что Шухрат Мусин оказался в Узбекистане, доказывает, что киргизская сторона стала соучастником преступных деяний правительства Узбекистана. Мусин давно уже является жертвой пыток, применяемых в тюрьмах Узбекистана».
«Сегодня кто угодно нарушает права узбекских беженцев. Власти Казахстана, не подчиняясь нормам международного права, выдали беженцев в Узбекистан, а власти Кыргызстана создают все условия для беспрепятственного передвижения узбекских спецслужб на территории страны. Такое же положение можно наблюдать и в России. Я считаю, что по поводу исчезновения беженцев мы должны не только выразить свое недовольство властям Узбекистана, но и чаще оповещать международное сообщество об антигуманной политике властей той страны, которые создают все условия для того, чтобы беженцев могли спокойно красть», - заявила Таджибаева.