Узбекистан: В Ташкенте возобновила работу сеть магазинов Artel
На этой неделе в Ташкенте возобновили свою работу магазины бытовой техники торговой марки Artel, которые были закрыты с начала марта.
Artel выпускает под своим брендом сотовые телефоны, телевизоры, стиральные машины, холодильники, газовые плиты, кондиционеры, мини-печи. По данным СМИ, в Ташкенте с 2011 года были открыты 25 салонов этой фирмы. Как утверждает официальный сайт Artel, фирма заключила «договор о стратегическом сотрудничестве с признанными лидерами в данной сфере, а именно: южно-корейским брендом Samsung, известной китайской компанией Midea, одним из лучших итальянских промышленников Gloria и крупным турецким производителем Odul».
По странному стечению обстоятельств, ассортимент Artel совпадает со списком товаров, подлежащих при импорте обязательной маркировке на государственном языке - согласно постановлению Кабинета министров Узбекистана от 19 февраля 2013 года.
Опять-таки по странному стечению обстоятельств, магазины открылись вскоре после того, как об этой фирме лестно отозвалась в своем блоге старшая дочь президента Узбекистана Гульнара Каримова (орфография и стиль автора сохранены):
«Некоторое время назад официально обратилась компания, которую, к сожалению, я лично не знаю, но руку бы с удовольствием пожала производственникам, кто создаёт столько рабочих мест, кормит семьи и производит конкурентную продукцию на национальном рынке, верит в Постановления и развивает технологии, инвестируя в них! Это письмо компании Акфа, продукцию которой знают уже многие годы и пользуются ею, зная их бытовую технику и телефоны под брендами Artel, Samsung (произведённые в Узбекистане)».
Попутно Гульнара Каримова рассказала о проблемах Artel: «Началом крупномасштабного давления и фактически уничтожения производства стала пресловутая проверка по факту «необоснованного перерасчёта электроэнергии». И хотя «сумма перерасчёта была уплачена предприятием, чтобы оно не останавливало свою работу, проверка была продлена несколько уже раз до апреля 2013 года». Лучшие специалисты «в количестве 16 человек уже покинули страну, остальные работники стали расходиться и производство упало на 40% только за январь». Фактически «предприятие сажают на банкротство с уже выставленными суммами штрафов, превышающими сумму прибыли». А они могли бы стать «мощной высоко эффективной глобальной компанией, конкурирующей с такими, как Samsung, Indesit, LG, и стать экспортёром сложной бытовой техники в СНГ» в осуществление программ и целей, постоянно озвучиваемых главой нашего государства».
К слову, эта страница блога Каримовой в Узбекистане заблокирована, а через прокси открывается только главная страница ее интернет-дневника.
Из текста упомянутого выше постановления следует, что импортерам придется оформлять больше документов, увеличиваются и сроки их оформления. Очевидно, что умножение процедур, а также стоимость самой маркировки скажется на цене товара.
Между тем, продукция Artel отнюдь недешевая: например, телевизоры LCD начинаются от 1 миллиона сумов (почти 500 долларов США по официальному курсу), с ними сопоставима цена холодильников. Средняя цена газовых плит - 800 тысяч сумов (около 400 долларов США).
В настоящее время сетью фирменных магазинов Artel покрыт весь Узбекистан. Завод фирмы располагается на месте бывшего завода Ташсельмаш, который снесли несколько лет назад, заявив о намерении создать на этом месте парк.
Открытие магазинов сопровождается агрессивной рекламой на улицах Ташкента: щиты и билборды с рекламой Artel стоят, что называется, на каждом перекрестке.
По слухам, компания принадлежит родственникам главы Службы национальной безопасности (СНБ) Рустама Иноятова. Он считается одним из самых влиятельных чиновников Узбекистана.
Пока покупателей в магазинах Artel не очень много. «Знаете, после всех этих перипетий как-то страшновато покупать эти аппараты. Пусть даже они и неплохого качества, и даже гарантию дают, но вдруг они опять наверху решат прикрыть эту фирму - куда обращаться тогда за ремонтом? Нет, лучше я раскошелюсь и куплю товар от мирового бренда - по крайней мере, запчасти всегда можно будет приобрести», - говорит посетительница одного из ташкентских магазинов.
Соб. инф.