Алексей Винокуров: Слова о «мирных и ненасильственных тибетцах» могут прокатить только в конгрессе США»
По просьбе нашей редакции статью Михаила Калишевского «Пекин закрывает Тибет «изнутри», еще больше загоняя проблему в тупик» прокомментировал писатель, исследователь Китая, главный редактор сайта «Весь Китай.ру» Алексей Винокуров.
Политическое устройство Тибета было на протяжении веков чрезвычайно замысловатым. Рассказы «про мирных и ненасильственных тибетцев» могут прокатить только в конгрессе США. «Мирные и ненасильственные» убивали друг друга так, что никаким китайцам и не снилось. В средние века монахи одних школ вырезали монахов других школ целыми монастырями. Целые школы исчезли просто потому, что их представителей в живых не осталось.
Пока тибетцы были в силе, они захватывали все земли, до которых дотягивались, в первую очередь китайские. Тибетский буддизм вообще чрезвычайно жесток. Он кое-что заимствовал у религии Бон, в которой были до последнего времени человеческие жертвоприношения. Ни для кого не секрет, что мирные тибетцы до прихода китайцев закапывали в основание храмов живых людей – для мистических целей.
Далай-лама был провозглашен владыкой всех тибетцев? Политическим – может быть, но не духовным. Оставались другие школы, со своими лидерами, например, тот же Кармапа (школа линии Карма-Кагью, о которой Гребенщиков поет «до чего ж вы хороши!»).
Я уже не говорю про то, что до прихода Народно-освободительной армии Китая (НОАК) там было чистое рабовладение.
Голод в Тибете был параллелен с голодом во всем Китае. Это все равно, что сейчас думать, будто Сталин исключительно украинцев морил голодом, а остальные жировали.
Валить все на коммунистов тоже неверно. Презрение китайцев к варварам общеизвестно. Тут коса нашла на камень – жестокость тибетцев против жестокости китайцев.
«В Пекин была отправлена делегация, которая под ультимативным давлением КНР и, не имея должных полномочий от Далай-ламы, подписала 23 мая 1951 года «Соглашение 17 пунктов» (цитата из статьи М.Калишевского). «Не имея должных полномочий»? 24 октября 1951 года Далай-лама посылает Мао Цзэдуну телеграмму, где полностью одобряет соглашение 23 мая 1951. В этом же году Далай-лама был избран в члены Всекитайского комитета народного политического консультативного совета Китая.
Вообще там была внутривидовая борьба. Свои же подставили Далай-ламу, когда начали восстание в пятидесятые. Он оказался заложником, ничего не оставалось ему, как уехать, его даже особенно не спрашивали. В свое время Далай-лама сам призывал к активному сопротивлению. Регулярно там ловят этих монахов, которые устраивают склады оружия в монастырях. Поначалу не предполагалось даже менять традиционного уклада тибетцев. Мао Цзэдун, когда встречался с тибетской делегацией 8 октября 1953 года, говорил им: «Насчет передела земли – вопрос должны решать сами тибетцы, мы не можем делать это за вас». Вопрос стоял о внешнеполитическом протекторате Китая над Тибетом, а не о борьбе с ламами. Формально восстание началось потому, что у населения (в монастырях в первую очередь) стали изымать оружие. Любопытствующих отсылаю к книгам Всеволода Овчинникова, который бывал в Тибете как раз в эти годы и был даже на короткое время захвачен одним из местных вооруженных племен.
Если бы не восстание, так бы там до сих пор эти монахи и сидели на шее у остальных. Надо понимать, что монахи у них – не монахи, а в первую очередь крупные землевладельцы и рабовладельцы. Вопрос сейчас не в запрете религии, (в том же Пекине действует чрезвычайно популярный и посещаемый ламаистский монастырь Юнхэгун), а в том, что монахи эти хотят жить как раньше...
Алексей Винокуров, главный редактор сайта «Весь Китай.ру», специально для «Ферганы.Ру»