Россия: Над одним из граждан Таджикистана нависла угроза похищения таджикскими спецслужбами
Гражданин Таджикистана Исмон Азимов и знакомые с его делом российские правозащитники опасаются его похищения таджикскими спецслужбами и вывоза на родину, где Азимова могут ожидать пытки и многолетнее заключение по обвинению в антигосударственной деятельности.
Как сообщает руководитель программы «Право на убежище» Елена Рябинина, 2 ноября Азимов должен выйти на свободу из спецприемника для иностранных граждан, подлежащих выдворению, где год назад он был отправлен российскими правоохранителями по истечении срока его содержания в СИЗО с целью экстрадиции.
В отношении Азимова вступили в силу уже два решения о принудительном возвращении в Таджикистан - постановление Генпрокуратуры России о его выдаче и решение суда об административном выдворении. Однако эти решения не могут быть исполнены из-за применения Европейским Судом обеспечительной меры по Правилу 39 Регламента Суда, в соответствии с которой российским властям указано, что заявитель не должен быть перемещен с территории России до рассмотрения его дела в Суде, либо до дальнейших указаний.
Однако недавнее похищение в Волгограде другого гражданина Таджикистана, находившегося в практически аналогичных обстоятельствах, Абдулвоси Латипова, как и прошлогоднее исчезновение в Москве таджикского беженца Савриддина Джураева, не позволяет Азимову и его адвокатам расслабляться.
В связи с этим Исмон повторяет то, что уже неоднократно заявлял: ни при каких условиях он не намерен возвращаться в Таджикистан. Он убежден, что там его ожидают пытки на следствии по сфабрикованному обвинению и несправедливый суд, в результате которого он будет безвинно осужден на многие годы лишения свободы. Зная о том, что всех его земляков, ранее похищенных из России, впоследствии вынуждали подписать явки с повинной, Исмон утверждает, что, в случае его исчезновения здесь и последующего появления в Таджикистане, объявленного властями «добровольным», подобную «явку» надлежит расценивать как несомненный результат жесткого принуждения.
Опасения Азимова небезосновательны: по сообщениям правозащитной организации Amnesty International, его земляка Ильхома Исманова, осужденного на родине в рамках того же уголовного дела, по которому проходит он сам, пытали во время следствия, добиваясь, среди прочего, ложных показаний против Исмона.
33-летний Исмон Азимов - младший брат одного из участников Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) времен гражданской войны в Таджикистане, который был дважды осужден за попытку свержения конституционного строя, несмотря на «национальное примирение» и амнистию участников ОТО. По словам Исмона, с тех пор он и вся семья оппозиционера подвергались давлению со стороны правоохранительных органов, жили в постоянном страхе, ночные обыски были обыденным делом.
С 2002 года Исмон большую часть времени жил в России, где чувствовал себя в относительной безопасности. В Москве и ближайшем Подмосковье он торговал сухофруктами, которые его семья выращивала в Таджикистане, и ежегодно ездил домой собирать урожай. В одну из таких поездок он получил свидание с братом, который рассказал ему, что в ходе предварительного следствия подвергался жестоким пыткам.
В 2008 году Азимов присоединился к сторонникам таджикской оппозиционной партии «Ватандор» и стал участвовать в ее собраниях. 3 ноября 2010 года он был арестован по розыскному поручению таджикских правоохранительных органов, обвинивших его в причастности к исламистской организации, хотя, по словам Азимова, он считает себя не более чем этническим мусульманином, а религиозная тема не занимает главного места в его жизни.
После ареста Азимов обратился за статусом беженца в Управление ФМС России по Московской области, но получил отказ. В ходе обжалования выяснилось, что еще год назад экстрадиционное дело в отношении Азимова находилось на контроле у президента России.
В июне 2011 года российская Генпрокуратура вынесла постановление об экстрадиции Азимова, не дожидаясь окончания рассмотрения вопроса о статусе беженца, а Долгопрудненский городской суд вынес постановление о его выдворении. Основанием послужило то, что еще перед арестом Азимов потерял паспорт и проживал в России без законных оснований. Неоконченная к тому времени процедура по статусу беженца ничему не помешала.
Азимов был отправлен в спецприемник, где в одну из ночей его навестили сотрудники правоохранительных органов, которые сфотографировали Исмона и, сказав, что собираются отправить его домой, предложили дать добровольное согласие на возвращение. Азимов категорически отказался.
В настоящее время дело «Азимов против России» в Европейском Суде уже прошло предварительную стадию и ожидает рассмотрения по существу. Защита Азимова надеется, что в его случае обойдется без похищения, но, тем не менее, принимает меры, чтобы предотвратить такого рода попытки. Кроме того, Азимов направил в УФМС по Московской области заявление о предоставлении ему временного убежища в России, а его обращение в УВКБ ООН за международной защитой находится в стадии рассмотрения.