Узбекистан: Тяжелобольному политзаключенному Мураду Джураеву готовятся четвертый раз продлить срок
Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» сообщает, что политический заключенный Мурад Джураев (Узбекистан) был помещен в штрафной изолятор примерно за месяц до истечения очередного срока наказания. Это может означать, что ему в четвертый раз готовятся продлить срок заключения.
Мурад Джураев, бывший депутат Верховного парламента Узбекистана, остается в заключении уже более 18 лет, с 18 сентября 1994 года. 5 сентября 2012 года ему исполнилось 60 лет.
В 2006 году, когда и этот срок подходил к концу, Джураеву снова добавили три года по той же 221-й статье. В марте 2009 года срок заключения был снова продлен на три года и четыре месяца, и по той же 221-й. Среди причин, по которым Джураев получил еще три года, было указано, что он «неправильно чистил морковь», работая на кухне.
13 ноября 2012 года истекает пятый срок наказания Джураева. Однако 10 октября заключенного поместили в штрафной изолятор на одиннадцать дней, и правозащитники полагают, что это сделано намерено - чтобы очередной раз продлить наказание за «неповиновение администрации».
Мурад Джураев родился в 1952 году в городе Мубарек Кашкадарьинской области, по национальности туркмен. Женат, имеет троих детей. Окончил Ташкентский политехнический институт. В 1989-1992 годах работал председателем исполнительного комитета городского совета города Мубарек.
В 1994 году Джураев обвинен в преступном сговоре с лидером оппозиционной политической партии «Эрк» Мухаммадом Салихом, который, по версии властей, пытался организовать насильственный захват власти. В мае 2011 года Салих, будучи политэмигрантом, возглавил Народное движение Узбекистана (НДУ), и после этого многим политзаключенным начали добавлять сроки, активистам гражданского общества не дают выехать из страны, блокируется доступ к интернету.
Сейчас Мурад Джураев находится в колонии УЯ 64/45, близ города Алмалык Ташкенской области. Как сообщает Ассоциация «Права человека в Центральной Азии», состояние здоровья Джураева критическое, за годы заключения он лишился зубов, у него постоянно воспалена носоглотка, не прекращаются головные боли, он с трудом передвигается и чуть слышно говорит. За все время, пока Джураев находится в тюрьме, его ни разу не посетили сотрудники Международного Комитета Красного Креста.
Мурад Джураев уже потерял всякую надежду на освобождение. Правозащитники призывают срочно вмешаться Верховного Комиссара ООН по правам человека; Специального докладчика ООН по вопросам пыток; Международный Комитет Красного Креста; Евросоюз, Госдепартамент США и другие международные организации.
«Фергана» напоминает, что продление тюремного срока по статье 221 - обычная практика в Узбекистане. Так, в феврале 2012 года узбекский бизнесмен Рустам Усманов, приговоренный в 1998 году к 14 годам лишения свободы за экономические преступления, за месяц до освобождения был осужден еще на пять лет по статье 221. Имя Рустама Усманова находится в списке политзаключенных или осужденных по сфабрикованным обвинениям, опубликованном Инициативной группой независимых правозащитников Узбекистана. Этот список неоднократно передавали международным правозащитным организациям с требованием оказать давление на режим Ислама Каримова с целью скорейшего освобождения политзаключенных.