Узбекистан: Бывший сотрудник Оxus Gold Plc осужден на 12 лет заключения по обвинению в шпионаже
До марта 2011 года Ашуров занимал должность главного металлурга на золоторудном руднике Амантайтау (СП Amantaytau Goldfields A.O. (AGF) в Узбекистане. Адвокаты Ашурова отрицают какую-либо вину их клиента и обвиняют власти Узбекистана в том, что они взяли его в заложники в ходе попытки присвоения собственности компании государством. О том же 12 августа заявила и сама Oxus Gold Plc.
«Для любого, кто ознакомится с делом Ашурова, станет совершенно очевидно, что суд над ним и обвинительный приговор совершенно безосновательны и были сфабрикованы с тем, чтобы запугать иностранных инвесторов и буквально держать их под прицелом, - заявил Роберт Амстердам, консультант компании Oxus Gold plc, которой принадлежит 50-процентная доля в AGF. – Это был показательный суд, который не отвечал даже самым минимальным стандартам международного законодательства. Прокуратурой не было представлено никаких доказательств предъявленных обвинений. Правительство Узбекистана готово отправить Ашурова в колонию, где он, скорее всего, погибнет в результате уже имеющихся у него заболеваний. Это более чем ужасно».
46-летний Саид Ашуров, отец троих детей, посвятил свою трудовую жизнь горному делу и имел безупречный послужной список до своего ареста 7 марта 2011 года. Он был задержан на границе с Таджикистаном по дороге домой после того, как большинство иностранных руководящих сотрудников Oxus покинули страну в результате неуклюжих действий, предпринятых чиновниками в попытке добиться ликвидации компании. Власти обвинили Ашурова в том, что он имел при себе флеш-карту со сведениями, составляющими государственную тайну. Однако по роду своей деятельности в компании Ашуров не имел доступа к такой информации.
До своего задержания и ареста Ашуров вел здоровый, активный образ жизни, и благодаря приему лекарств успешно справлялся со своим давним заболеванием - гепатитом. Но в результате пренебрежения заболеванием задержанного со стороны узбекских властей состояние здоровья Ашурова оказалось серьезно подорванным.
Разногласия между Oxus и правительством Узбекистана начались 3 марта 2011 года, когда компания уведомила власти о своем намерении обратиться к договору об инвестиционном арбитраже между правительствами Узбекистана и Великобритании. После предпринятых узбекскими партнерами Oxus попыток экспроприировать ее собственность компания сначала обратилась к правительству Узбекистана с просьбой принять участие в переговорах в духе доброй воле с тем, чтобы урегулировать конфликт. Узбекистан вел беспредметные дискуссии, однако на деле начал кампанию дезинформации и преследований в поддержку своих попыток экспроприации собственности.
«Жизнь невинного человека висит на волоске, а со стороны узбекского правительства мы видим только преступную жадность и пренебрежение законностью, -- заявил Роберт Амстердам. – В то же время оно оказывало давление на другие группы западных инвесторов, в том числе Американо-Узбекскую торговую палату, делая вид, что ничего важного не происходит. Пришло время для того, чтобы все, кто ведет дела в Узбекистане, объединили свои усилия и заявили узбекским властям, что их безрассудное поведение должно иметь определенные границы».