Додожон Атовуллоев: Наркотрафик из Афганистана полностью контролируют люди таджикского президента
Таджикский журналист и оппозиционер Дододжон Атовуллоев ответил на вопросы обозревателя нового московского СМИ – еженедельного журнала «Однако», издаваемого известным политологом Михаилом Леонтьевым. Так как журнал пока не имеет своей веб-версии, мы перепечатываем данное интервью с незначительным сокращениями.
Менее чем за месяц до начала визита в Москву президента Таджикистана Эмомали Рахмона неоднократно объявлявший себя другом и стратегическим партнером России Таджикистан взял да и лишил русский язык статуса государственного. Какой в этом был смысл? На этот и другие вопросы корреспондента "Однако" Бахтияра Ахмедханова отвечает лидер оппозиционного таджикского движения "Ватандор" Дододжон Атовуллоев.
Однако: - Почему русский язык лишили статуса государственного?
- С точки зрения здравого смысла это действительно иррациональное решение. Но своеобразная логика, которая бы его объясняла, все же имеется. Дело в том, что уже года три в Таджикистане идет настоящая антироссийская кампания. Россия преподносится даже не как недружественное государство, а именно как враг, который угрожает безопасности и независимости нашей страны. Чего стоят, например, многочисленные публикации в прессе на тему, готовят ли русские переворот в Таджикистане? Активно создается образ внешнего врага, который, по замыслу Рахмона и его команды, может объединить нацию, а главное - не даст людям возможности отвлекаться на свои тяжелые каждодневные проблемы.
Нужно всегда объективно оценивать оппонентов. В деле создания образа врага президентская команда действительно преуспела. Ежедневная агрессивная пропаганда привела к тому, что уже достаточно много людей верят, что если бы не Россия, то Таджикистан был бы земным раем. Ну и, конечно, враг номер два - Узбекистан. Газ нам не дают, Самарканд с Бухарой захватили и возвращать не хотят, ну и так далее. Потрудились хотя бы аргументы какие-то липовые сфабриковать, раз настоящих найти не могут, так ведь нет, даже на это ума не хватает. Вся пропаганда сводится к банальному оскорблению народов со страниц газет и с экранов телевизоров: русские - пьяницы, а узбеки - безбородые. Вот он, уровень. Каждое утро по национальному телевидению передают песню, которая называется "Мы - арийцы". Ну и видеоряд соответствующий: президент раздает людям хлеб, а они, не помня себя от радости и благодарности, целуют ему руку.
А про язык... Рахмон лишил таджиков богатства. Если человек знает два языка, он имеет два дома, вот один дом у нас и отняли. Наверное, кто-то из команды присоветовал президенту принять такое решение. Не хочу никого обидеть, но сам-то он ведь не очень образованный человек, и это широко известно.
Однако: - Как можно объявлять Россию врагом, когда работающие здесь таджикские гастарбайтеры кормят полстраны?
- Так ведь народу преподносится так, что Таджикистан нужен России больше, чем Россия Таджикистану. Нам говорят, что Россия нуждается в наших рабочих руках, а таджики живут в РФ как в Освенциме. Конечно, моим соотечественникам здесь непросто, и я резко осуждаю действия сотрудников милиции, чинящих произвол. Но ведь все не так мрачно, как преподносят таджикские СМИ. Регулярно публикуют списки погибших, есть даже специальная рубрика - "Груз 200". Да, о произволе надо говорить. Но таджиков в России полтора миллиона, кто-то и естественной смертью умирает, но все или почти все подобные случаи преподносятся как убийства. Хотя, если откровенно, Россия сама виновата, что в Таджикистане ее стали изображать врагом.
Однако: - И что Россия делала не так?
- Психология всех лидеров с тоталитарным и ограниченным мышлением: если глава другого государства говорит с ними как с равными, то это воспринимается как слабость. Сильный должен обязательно бить по голове и орать. С этой точки зрения Россия часто ведет себя не как великая держава, а как банановая республика. И молчит, когда нужно повысить голос. Это молчание и воспринимается как трусость и слабость.
Однако: - Например?
- Ну я же уже говорил про статьи на тему "русские готовят переворот в стране". Никакого опровержения из России, никакой ноты протеста. Еще совсем недавно Рахмон заявил, что в горах задержали и убили боевиков из России. Из Москвы - никакой реакции. МИД, депутаты - все молчат. Говорят, что великие державы не обижаются, но хорошо запоминают. Может, и так. Но когда это происходит чуть ли не ежедневно, то начинают возникать вопросы.
Почему Россия часто ставит на ненадежных людей? Почему не понимает, что с куклой можно играть, но с куклой невозможно жить? Не потому ли, что у Москвы до сих пор нет концепции политики в Центральной Азии, а раз так, то все сильные лидеры, имеющие поддержку в своем народе, вызывают чувство опаски? И потом, нельзя же все яйца всегда класть в одну корзину. Поставили на одного и, допустим, поняли, что ошиблись. А заменить некем - нет скамейки запасных.
Однако: - А у наших зарубежных партнеров она есть?
- Там ее уже начали формировать. Насколько мне известно, разговор о том, кем заменить Рахмона, идет не только в Москве, но и в Тегеране, Ташкенте и Вашингтоне. Не знаю только, на кого они его планируют заменить: в Таджикистане остались или политические трупы, или политические проститутки. В общем, конкурс на продажу родины начался.
Однако: - Не хотите в нем поучаствовать?
- Нет. Когда-то я был романтиком и думал, что если ты демократ, то весь мир с тобой. А теперь я понимаю, что трагедия моего народа - это только его трагедия, и никого мы по большому счету не интересуем. Зато всем нужны золото, хлопок и деньги, которые можно извлечь из таджикской земли. Этот урок мы усвоили очень хорошо. Россия нам нужнее, чем мы ей. Когда я говорил такое еще совсем недавно, то многие не хотели меня слушать, но теперь все больше людей разделяют мою точку зрения. Я не хочу быть ничьей марионеткой, я только хочу, чтобы власть в Таджикистане пользовалась доверием самих таджиков. Президента должны выбирать у нас, а не в какой-то другой стране.
Меня упрекали в Европе: что делаете в России вы, человек демократических убеждений? Я отвечал, что, если бы полтора миллиона таджиков жили в Зимбабве, я жил бы там.
(…) Любая маленькая страна должна на кого-то опираться, хочет она этого или нет. А без России Таджикистану не выжить. Говорят, быть пророссийским политиком сейчас не модно. Но говорить так - тоже политика, а политика должна быть прагматичной. Я всем говорю на Западе: вы хотите, чтобы в Таджикистан пришли демократия и европейские ценности? Тогда знайте, что это может произойти только через русский язык.
Возвращаясь к началу нашего разговора: лишение русского языка статуса государственного - это сильнейший удар по будущему нации. Дороги и небоскребы можно построить очень быстро. Но дать людям знания быстро не получится, это долгий путь. Такие решения убивают генофонд нации. Как проще всего уничтожить народ? Убрать самых умных и образованных, а остальные со временем исчезнут сами собой.
Однако: - Вы говорили о скамейке запасных. Чем нынешний таджикский режим может не устраивать Запад?
- А он его устраивает. Но на Западе прекрасно понимают, что Эмомали Рахмон - отработанный материал, и любая страна, которая открыто поддержит крайне непопулярный режим в Душанбе, станет в глазах таджиков соучастницей его преступлений. Короче говоря, им нужен все тот же Рахмон, но в цивильном костюме. Скорее всего, ставка будет сделана на Хамрохона Зарифи - министра иностранных дел Таджикистана и бывшего посла в США. Очередная наивность западных лидеров, которые думают, что если человек носит костюм от Гуччи, правильно держит вилку и оперирует в разговоре такими понятиями, как "демократия" и "свобода слова", то он уже убежденный демократ.
А у президента всегда был комплекс неполноценности перед Западом. Анекдоты ходят о том, как он хотел фотографироваться вместе с лидерами западных стран и как это не всегда получалось. Эмомали Рахмон еще и зависит от Запада. Огромные деньги его семьи, а это порядка 10 миллиардов долларов, находятся в западных банках. А вот Россию он больше не боится. Он уже все от нее получил. Россия привела его к власти, она его сохранила, она дала ему возможность уничтожить оппозицию, и, наконец, она же не дала его народу умереть от голода.
Однако: - А чем Рахмон не устраивает Россию, за исключением того, что он перестал ее бояться?
- Вся история пребывания Рахмона у власти - это одно большое уголовное дело. Это перевороты, бунты, войны. Всеми правдами и неправдами некоторые российские чиновники поддерживали таджикского президента, и рахмоновское лобби никуда не делось. Да Рахмон этого и не скрывает, он открыто говорит, что в России каждого можно купить. Президент убрал из страны российских пограничников - зачем? Разве не лучше было бы и таджикам, и россиянам, если бы граница надежно охранялась? После пограничников остался аппарат российских советников, но месяца четыре назад президент распорядился и их не выпускать дальше Душанбе.
Я называл цифру в 10 миллиардов долларов - деньги президентской семьи, хранящиеся в западных банках. Откуда, ведь Таджикистан - нищая страна? Все просто: наркотрафик из Афганистана полностью контролируют люди президента. Сейчас, чтобы стать даже рядовым пограничником, надо дать взятку в 20 тысяч долларов. Грязными деньгами его команда не брезговала и раньше. Когда в 1994 году у нас были первые выборы президента, Рахмон (тогда председатель Верховного Совета) дал добро на использование в предвыборных целях денег, вырученных от продажи наркотиков. Львиная доля поступающего из Афганистана героина идет российским потребителям - разве это в интересах России? Рахмон препятствует приходу российского бизнеса. Дерипаска искренне хотел построить Рогунскую ГЭС, но он не понял, что президент Таджикистана - хороший актер. Если его принимал Рахмон и говорил при этом всякие хорошие слова, то это вовсе не означало, что вопрос решен. Рахмону наплевать на интересы Таджикистана и его народа, ему надо сохранить трон. Вот уже четыре года он ведет торг с лидерами разных стран, предлагая себя. Похоже, у него ничего не вышло. Гастарбайтеров наших предлагал в Европу и в арабские страны. Только он не понимает, что взяткой и телефонным правом в Европе ничего не решить. А арабы сказали: мужчины нам не нужны, а вот какое-то количество женщин в качестве домработниц мы принять готовы, но только пусть приезжают без мужей.
Однако: - И поэтому он едет в Россию? Вроде как с повинной?
- Вот именно. Приедет и скажет, что был не в курсе, что хотел как лучше, что подвело окружение - да мало ли! И теперь очень важно: попадется ли Москва в очередной раз на его хитрость? Если да, то отношение к России в Таджикистане станет намного хуже. То же и с Китаем, США,
Ираном - любой страной, которая поддержит этот режим. Еще я думаю, что Рахмон будет торговаться по поводу военной базы в Таджикистане. Недавно в Душанбе он заявил Степашину, что американцы предлагали за размещение базы 200 миллионов долларов в год, но он отказался. Цена для России - 300 миллионов - уже озвучена.
Однако: - А что это за президентское распоряжение о том, что каждая семья должна собрать запас продуктов на два года?
- Не знаю, очередной сюрреализм. Да и на какие деньги нищие люди купят столько продуктов? А как вам другая практика - когда во время официальных визитов в Таджикистан со всех без исключение организаций собирают деньги? На "проводы дорогого гостя", на "подарки" и так далее? С бизнесменов собирают, с организацией, даже с детских садов.
Однако: - Какой, по-вашему, должна быть политика России в отношении Таджикистана?
- России следует иметь в виду две вещи. Первая - это наркотрафик, представляющий серьезную угрозу национальной безопасности. Вторая - гастарбайтеры. Эти люди могли бы стать послами России в Таджикистане, но большинство из них возвращаются домой если не врагами России, то по крайней мере ее недоброжелателями. Это результат пропаганды, которую ведут власти страны плюс действия российской милиции. Когда человека изо дня в день унижают, естественно, что вместо чувства благодарности он испытывает ненависть. Гастарбайтерами никто не занимается, а с ними обязательно нужно работать.
Я знаю, что группа довольно влиятельных людей организовала и зарегистрировала общественную международную организацию, которая называется "Эмигрант". Они хотят не только защитить интересы людей, но и показать всем, что гастарбайтеры - это не враги и не попрошайки, что они приехали честно заработать и уехать домой. Есть еще момент: наших гастарбайтеров и российских мусульман объединяет не только религия, но и общие проблемы Они ходят в одни и те же мечети, они даже в электричке стараются сесть в один вагон с кавказцами, им так спокойнее. Всех этих людей могут использовать против России, что опасно. В России по разным оценкам находятся до 15 миллионов гастарбайтеров. Это не зло. Это не понаехавшие, не бандиты и не нахлебники. Ту же Америку сделали эмигранты. У нас, таджиков, до сих пор много общего с русскими: это и война, и служба в армии, и фильмы, и старые друзья, и смешанные семьи. Не надо строить таджикам ГЭС и давать кредиты. Нужно просто хорошо относиться к этим людям. Сегодня это дворники, строители и их дети, а завтра - члены парламента, ученые и политики. Об этом нужно помнить.
Однако: - А какой должна быть политика Таджикистана?
- Стране необходимы не только максимально теплые отношения с Россией, но и с Узбекистаном. Антиузбекская истерия, присущая окружению Рахмона, очень опасна. Мы с узбеками соседи. Мало в мире таких народов, до такой степени перемешанных друг с другом. Население Узбекистана - 27 миллионов человек (у нас всего 7), в советские времена это был главный рынок сбыта таджикских фруктов, как известно, лучших в Центральной Азии. Все или почти все дороги в Таджикистан проходят через Узбекистан, а нас пытаются столкнуть друг с другом.
Однако: - Вы не опасаетесь за себя?
- Структура у нас такова, что если кого-нибудь арестуют или случится что-нибудь похуже, то движение будет продолжать существовать. У нас есть люди в России, Таджикистане, Европе, Узбекистане, Казахстане и Киргизии. Есть вооруженные отряды, которые также существуют в автономном режиме. Это члены бывшей таджикской оппозиции и Народного фронта. Как видите, ситуация в Таджикистане такова, что идеи движения "Ватандор" смогли объединить людей, которые еще не так давно смотрели друг на друга через прицелы автоматов.
Источник - «Сильнейший удар по будущему нации», Бахтияр Ахмедханов, Однако, N6, 19.10.2009, с. 64