Казахстан: Репрессированный философ Н.Алимбеков освобождён из-под ареста
19 августа районный суд южно-казахстанского города Шымкента освободил молодого ученого и философа Нурлана Алимбекова, находящегося под стражей около года. Об этом сообщает веб-сайт Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ).
Н.Алимбеков был арестован сотрудниками Южно-Казахстанского областного Департамента Комитета национальной безопасности 17 августа 2007 годагода. Основанием для ареста послужило обвинение в распространении писем, в которых якобы содержались мотивы, направленные на возбуждение национальной и религиозной вражды. Проведенная Международным Фондом по защите свободы слова «Адил соз» независимая экспертиза не нашла подтверждения тому, что тексты на самом деле принадлежат Н.Алимбекову [Подробнее – в статье «Молодой философ обвиняется в разжигании розни посредством личной переписки»].
Впрочем, существует версия, согласно которой дело в отношении Н.Алимбекова инициировал Комитет национальной безопасности республики. В разряд «неугодных» философ попал после того, как в Интернете им было опубликовано несколько материалов, подвергающих политический строй Казахстана резкой критике.
Почти год философ провел в шымкентском и алма-атинском СИЗО, а затем республиканском психдиспансере, куда его направили на обследование, а также в спецбольнице с особым режимом в поселке Актас. Психиатры вынесли заключение о том, что Н.Алимбеков страдал психическими расстройствами с 2002 года, в момент совершения преступления он был здоров, однако, впоследствии снова перестал отвечать за свои поступки.
Казахстанские и международные правозащитные организации не без оснований посчитали, что процесс над философом был инициирован Комитетом национальной безопасности (КНБ) Казахстана, а насильственное заключение в психиатрическое учреждение является продолжением традиций советской карательной психиатрии. Вызвала сомнения и правомерность обвинений: ученого обвинили в распространении оскорбительных воззваний с использованием СМИ, к роду которых причислили электронную почту.
В июне 2008 года вопрос об освобождении Алимбекова был поставлен во время сессии ОБСЕ в Астане, а в июле прошла встреча представителей Human rights watch с высокопоставленными казахстанскими чиновниками, во время которой снова зашла речь о недопустимости нахождения под стражей Н. Алимбекова.
После этого состоялось судебное заседание, где суд постановил, что болезнь философа не представляет опасности для общества и он может проходить принудительное лечение амбулаторно в течение пяти лет. Делопроизводство в отношении Н.Алимбекова было приостановлено до его излечения. Вместе с тем, врач-эксперт, присутствовавшая на суде, заявила, что заболевание Н.Алимбекова носит неизлечимый характер.
31 июля 2008 года, то есть, за две недели до истечения года с момента ареста Н.Алимбекова, состоялось заседание Аль-Фарабийского районного суда г. Шымкента. На нем было принято постановление об освобождении молодого ученого от наказания, предусмотренного ст. 164 ч. 1 УК РК, до его выздоровления. Согласно другим пунктам данного постановления, «уголовное дело по обвинению Алимбекова Н.О. производством приостановлено до выхода подсудимого из болезненного состояния, мера пресечения «арест» отменена и подсудимый освобождён из-под ареста. В отношении Алимбекова Н.О. назначены принудительные меры медицинского характера в виде амбулаторного лечения с ежемесячным наблюдением у врача-психиатра госучреждения «Психоневрологический диспансер» департамента здравоохранения ЮКО».
Справка: Нурлан Алимбеков - выпускник Свердловского государственного университета, работал в аналитическом отделе Министерства печати и массовой информации. Его коллегами в свое время были такие фигуры как Виталий Хлюпин, ныне руководитель Интернет-проекта «ЦентрАзия», и Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ. Сам Нурлан активно печатался в СМИ, выпустил несколько книг по философским вопросам. Когда-то Алимбеков был тесно связан с участниками известной казахстанской группы радикальных художников «Коксерек». В последнее время перед арестом вел замкнутый образ жизни. Жил в городе Шымкенте, изредка выезжал к своим родственникам в село Балдыберек, где и был впоследствии задержан.