Таджикистан: Оппозиционер Д.Атовуллоев дал интервью московскому изданию
|
По словам Д.Атовуллоева, в Таджикистане сохранились серьезные вооруженные группы, которые в свое время проходили военную подготовку в Тегеране, Пешаваре, Кандагаре. «Пока более хладнокровным политикам удается их сдерживать. Но любая из этих групп в состоянии за один день захватить телевидение, занять президентский дворец и даже пленить самого президента», - заявляет оппозиционер.
На вопрос издания о том, как он объясняет геополитическую переориентацию Рахмонова с Москвы на Вашингтон, Атовуллоев заметил, что президент Таджикистана «предлагал себя Западу очень давно, только до 11 сентября 2001 года он никому был не нужен. Ситуация начала меняться, когда американцам понадобился таджикский аэродром Айни для заправки своих грузовых самолетов С-17 по пути в Афганистан. Настоящий звездный час Рахмонова настал в мае 2005 года, когда узбекский президент Ислам Каримов, разгневанный ролью американцев в андижанском мятеже, потребовал от США закрыть свою авиабазу Карши-Ханабад. Конечно, американцы сразу же обратили повышенное внимание на Рахмонова, который в это же самое время убрал из Таджикистана российских пограничников. И человек, которого на Западе еще недавно сравнивали с Саддамом Хусейном, вдруг превратился чуть ли не в главного демократа Центральной Азии».
Еще одной причиной переориентации Рахмонова оппозиционер считает то, что «почти все деньги его семьи - а это $13-15 млрд., по разным данным, - находятся в западных банках, и ему хочется их сохранить». «В Таджикистане есть сорок золотых месторождений с подтвержденными запасами, до четырнадцати процентов мировых запасов урана и ураноперерабатывающий комбинат «Востокредмет». Кроме того, у нас действует Таджикский алюминиевый завод (ТадАЗ), одно из крупнейших металлургических предприятий бывшего СССР», - пояснил Атовуллоев источник таких доходов президента страны.
«Со своей стороны, мы считаем нелепым ссориться с Москвой - не только из-за нашего общего прошлого, культурных связей, но и из-за того, что Россия дает работу сотням тысяч наших граждан, - заявил лидер движения «Ватандор». - Каждая семья в моей стране - кроме наркобаронов и членов семьи Рахмонова - живет на то, что гастарбайтеры зарабатывают в России. Без их денежных переводов страна бы просто погибла. А Рахмонов позволяет себе откровенно плевать в сторону России. Как в случае с Рогунской ГЭС на реке Вахш: в 2004 году эту ГЭС начали достраивать на деньги «Русала», а в 2007 году Рахмонов просто разорвал соглашение и «Русал» оттуда выставил».
«По сути, наша страна сегодня принадлежит акционерному обществу «Семья Рахмонова». Причем руку они накладывают не только на крупные предприятия типа ТадАЗа. На днях я разговаривал с одним таджикским бизнесменом, который поставлял в Душанбе колбасные изделия из Европы и зарабатывал от силы $7 тысяч в месяц. К нему просто подошли и сказали: «Это твой последний завоз, теперь этим будет заниматься дочь президента, Тахмина Рахмонова». Она же у другого человека отобрала сеть магазинов, еще у одного - спиртзавод, консервный комбинат. Еще несколько лет назад об этой Тахмине ничего не было слышно, теперь она - наш новый олигарх», - рассказывает оппозиционер.
Признав, что кланы существуют не только в Таджикистане, Атовуллоев пояснил, что в Таджикистане «все эти астрономические капиталы накапливаются на фоне социальной катастрофы, о которой, кстати, сам Рахмонов не имеет никакого представления. При поездках по стране живет он только в собственных резиденциях, построенных едва ли не в каждом районе. Всех чиновников, которые приходят к нему на прием, предупреждают: «Не дай бог, скажешь что-нибудь такое, что испортит настроение Его Величеству». Это не шутка, именно так - по-таджикски «Джаноби Оли» - называет президента Таджикистана его окружение. И Рахмонов искренне верит, что его «подданные» живут как в раю. Думаю, это его и погубит, в конце концов».