Назарбаев одобрил идею создания первого казахстанского агентства по усыновлению
С соответствующей инициативой к главе государства в ходе VIII Гражданского форума обратился бизнесмен, инициатор и председатель попечительского совета общественного фонда «Дом мамы» Айдын Рахимбаев. Он сообщил, что в республике работают 12 аккредитованных иностранных агентств, которые подбирают детей для усыновления иностранцами, и нет ни одного казахстанского (в реестре на сайте комитета по охране прав детей указаны лишь 10 агентств — прим. «Ферганы»). Бизнесмены, со слов Рахимбаева, уже два года пытаются открыть такое учреждение за свой счет, но не могут сделать этого.
«Иностранные компании имеют лицензию и юридический статус. А мы с достаточным опытом и средствами, живя у себя в стране, не можем открыть такое агентство из-за законодательных коллизий. Наверное, когда-то давно было принято правило, что зарубежным агентствам можно усыновлять детей, но это не было предусмотрено для казахстанских агентств. Мы просим вашего содействия в создании на базе проекта «Дом мамы» негосударственного национального агентства по усыновлению», — попросил он у Назарбаева.
Тот, в свою очередь, призвал профильные ведомства поддержать эту идею, отметив, что в Казахстане в перспективе вообще не должно остаться детских домов. «Люди, которые имеют возможность воспитать детей, должны из детского дома взять их», — подчеркнул глава государства.
Власти Казахстана начали постепенно сокращать количество детских домов еще несколько лет назад. Начиная с 2015-го, число таких учреждений уменьшилось со 188 до 122-х в текущем году. Был налажен механизм патронатных семей, которые получают от государства зарплату и пособие за заботу об оставшихся без попечения детях.
Проект «Дом мамы» Айдына Рахимбаева стартовал в Казахстане в 2013 году. Он помогает молодым женщинам, которые в силу разных причин хотели оставить своих новорожденных в детских домах. Со слов бизнесмена, открывшего несколько десятков «Домов мамы» по всей стране, за пять лет работы проекта 3,6 тысячи женщин, которые попали в трудную жизненную ситуацию, отказались от идеи бросить младенцев.