Туркменский активист обвинил власти в сокрытии проблем национальных меньшинств
Письмо в «Хронике Туркменистана», подписанное «Мердан из Чарджоу» (Чарджоу — старое название Туркменабада, административного центра Лебапского велаята), было опубликовано 25 ноября. Письмо в «Азатлыке», подписанное «Мердан из Лебапа», — 26 ноября.
В первом письме Мердан утверждает, что в современном Туркменистане не приходится говорить не только о правах национальных меньшинств, толерантности и поликультурности, но и о правах титульной нации. «Сегодня огромная часть молодежи не знает подлинную историю Отечества, не знает, кем были огузы и вышедшие от них автохтонные тюркские народы, какой моральный облик, незаменимые черты характера и принципы присущи туркменскому народу, его извечное стремление к свободе и независимости», — заявляет активист. Он добавляет: «Мы позволили закрывать узбекские, казахские, русские школы, газеты и журналы, а потом они (власть, которая является самой настоящей антитуркменской и антинародной) пришли за нами, уничтожая каждое национальное меньшинство, как и весь народ вообще».
Автор письма приводит конкретные примеры ущемления прав меньшинств. По его сведениям, в Дашогузе учительницу-узбечку заставили писать объяснительную за то, что она завязала туркменский платок-ойме на узбекский манер. В Туркменабаде кассиршу-татарку уволили с работы за отказ повязывать платок-ойме и вносить в свой образ иные элементы туркменского национального костюма.
Во втором письме Мердан уделяет внимание прежде всего закрытию школ с любыми языками обучения, кроме туркменского. «В Дашогузском и Лебапском велаятах, где проживают много этнических узбеков, нет ни одной школы на узбекском языке, нет школы, где хотя бы преподавали узбекский язык и литературу, — отмечает он. — За все эти годы не было открыто ни одной школы с обучением на белуджском, курдском, персидском языках, не было издано учебной литературы. Многие села и города, где кучно проживали казахи, сегодня опустели. Даже для тех казахских детей, которые остались, не преподают уроки по родному языку и литературе».
По словам активиста, школы, где в отдельных классах преподают на русском языке, еще остались. Однако средний возраст учителей русского языка там составляет 55-60 лет. А это означает, что через пять-семь лет преподавателей не останется.
Ламберто Заньер нанес визит в Туркменистан 21-23 ноября. Он посетил Дашогузский велаят, а затем поучаствовал в круглом столе в Ашхабаде. «На встрече Ламберто Заньер рассказал о своей поездке в Дашогузскую область и отметил, что в Туркменистане уже успешно используются стратегии для интеграции различных меньшинств и обществ: этнических, культурных, религиозных и языковых, во все сферы жизни страны. Так, представителям узбекской общины, расположенной на севере страны, предоставлены все возможности для получения образования, работы, медицинского и социального обслуживания», — передает проправительственное издание Orient.