Коммунальные службы Ашхабада перевели на самообеспечение
Как стало известно журналистам, недавно хяким (мэр) Ашхабада Шамухаммет Дурдылыев уволил из домоуправлений около 40 административных сотрудников, которые, по его мнению, плохо организовывали работу. Временно исполняющими их обязанности были назначены мастера и техники из тех же домоуправлений. Им сообщили, что отныне находить средства на текущий ремонт придется самостоятельно.
В результате мастера и техники начали собирать деньги с жильцов. В домах регулярно проводятся сборы на замену труб и кабелей, на расходные материалы для сварки, на краску.
Ранее сообщалось, что в преддверии полной отмены коммунальных льгот в Ашхабаде проводится массовая кампания по установке газовых счетчиков. При этом услуга по установке подорожала с 212 манатов ($60) до 260 манатов ($74,4).
С 1992 года в Туркменистане существовали бесплатные лимиты газа, воды и электричества. Тарифы на потребление сверх лимита были очень низкими, а счетчиков ни у кого не было. Поэтому граждане привыкли считать ресурсы совершенно бесплатными. При втором президенте, Гурбангулы Бердымухамедове, вступившем в должность в 2007 году, с граждан постепенно стали требовать установить счетчики, а тарифы на сверхлимитное потребление стали повышать. В последние два-три года власти стали напрямую заявлять о необходимости отмены бесплатных лимитов. Наконец, осенью 2018 года было решено, что с 1 января 2019 года коммунальные услуги станут полностью платными.
Если в Ашхабаде ситуация с качеством коммунальных услуг относительно благополучна, то жители провинции нередко сталкиваются с большими сложностями в этой сфере. Так, в городах Туркменбаши и Балканабад вода по трубам горводоканалов не поднимается выше первого этажа. Жильцы вынуждены устанавливать во дворах накопительные баки и монтировать параллельную кустарную систему труб. А в селе Адалат Марыйского велаята осенью и зимой в жилые дома практически не поступает газ, а электричество отключается при дождях и сильном ветре. Отапливаются дома печами, но рубить дрова в окрестностях запрещено под угрозой крупных штрафов. Жителям приходится жечь кусты хлопчатника, которые почти не дают тепла и быстро сгорают.