Киргизские милиционеры спасли от суицида жертву «похищения невесты»
19-летняя девушка поднялась на мост на проспекте имени Чингиза Айтматова и собиралась прыгнуть с моста. Но мимо проходили милиционеры из отряда спецназначения «Шумкар». Они остановили девушку и доставили ее в отделение.
Девушка рассказала, что два месяца назад ее похитили, после чего насильно выдали замуж. С тех пор она ссорится с мужем. Но родители говорят ей, что она обязана с ним жить.
Обряд «похищения невесты» стал популярен в Киргизии в годы независимости. Росту популярности обряда способствовал, в частности, вышедший на экраны в 2007 году фильм Эрнеста Абдыжапарова «Боз салкын» («Светлая прохлада»). Там девушку похищают против ее воли, она плачет и сопротивляется, но в конечном счете это приводит к созданию счастливой семьи.
Обычно в обряде участвуют друзья «жениха». Девушку, которая может быть даже незнакома с похитителем, затаскивают в машину и везут в дом «жениха». Там родственницы «жениха» начинают уговаривать ее выйти замуж и пытаются накинуть на голову белый платок (согласие надеть платок равнозначно согласию на брак). Порой старшая родственница ложится на порог и говорит, что если девушка хочет уйти — ей придется переступить через пожилого человека, что недопустимо по киргизским традициям. В целом киргизское воспитание не предусматривает возможности спорить со старшими, поэтому похищенным девушкам бывает очень тяжело противостоять родственницам похитителя. Кроме того, собственные родители нередко не заступаются за девушку, а начинают настаивать на браке. Согласно традиционным представлениям, девушка, побывавшая в доме постороннего мужчины и не вышедшая за него замуж, считается «опозоренной».
Недопустимость этого обряда стала широко обсуждаться после того, как весной 2018 года похититель убил 19-летнюю Бурулай Турдалиеву. Убийство было совершено в отделении милиции, куда доставили похитителя и жертву. Поэтому критике подверглись и киргизские милиционеры, которые до тех пор недостаточно серьезно воспринимали похищения девушек. Против похищений выступили также историки. Они заявили, что такая практика на самом деле не соответствует киргизским традициям. В норме браки заключались по договоренности между родителями. Иногда влюбленные девушка и молодой человек могли сбежать и пожениться самовольно, что называлось «ала качуу». Это считалось нарушением, но могло быть узаконено при определенных условиях. Что же касается насильственного похищения, то оно называлось «зордук», приравнивалось к изнасилованию и воспринималось однозначно негативно.