В Казахстане разрешат клинические исследования на детях и беременных
Как пояснил, выступая перед депутатами, министр здравоохранения Елжан Биртанов, данная норма необходима, чтобы внедрить в практику технологии и лекарства, предназначенные для этих категорий граждан. «Нельзя применять лекарства, которые не проходили исследования у детей, на детях. Или препараты, которые необходимы для резидентных форм туберкулеза среди заключенных. Соответственно, мы хотим получить такое разрешение по законодательству. Но самое главное – это дело только добровольное. Соответствующие документы заполняются, соответствующие правила, стандарты, в том числе биоэтические комиссии будут контролировать эти исследования. Это, в принципе, мировая практика», – объяснил он.
Действующая редакция статьи 180 Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» Казахстана запрещает проведение медицинских клинических исследований на несовершеннолетних, беременных женщинах, военнослужащих, лицах, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и лицах, признанных судом недееспособными.
Всего же принятый на сегодняшнем заседании законопроект вносит изменения в 11 законодательных актов, в том числе в кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения», Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях. Среди прочего, в нем определен объем бесплатной медицинской помощи, оказываемой государством, а также помощь, которую будут оказывать сверх этого объема по системе обязательного социального медицинского страхования. Данную систему собирались ввести в Казахстане еще в 2017 году. Однако сроки перенесли на три года из-за того, что несколько миллионов человек, которые работают на себя либо неофициально, могли лишиться доступа к медицинским услугам. В частности, вставал вопрос о том, кто будет оплачивать за них взносы в фонд ОСМС. Этот фонд уже функционирует, и работодатели отчисляют в него часть заработной платы сотрудников. Общая сумма отчислений по Казахстану на начало ноября, как сообщалось, составила 113,8 млрд тенге ($306 млн).