Минкульт опроверг свою причастность к реставрации древнего мавзолея в Нукусе
Акилова добавила, что исторический памятник XII века не снесен. По ее словам, мавзолей по-прежнему стоит внутри новой постройки. Таким образом, он защищен от дальнейших разрушений. Замминистра считает, что новодел – результат неумелой реставрации.
Сотрудники министерства признали, что каракалпакский памятник частично потерял свою ценность. Однако, поскольку Шамунаби входит в комплекс Миздакхан, сложно говорить об утрате исторической значимости. В продолжение темы чиновники рассказали о создании специальной комиссии, которая проедет по республике и проверит состояние исторических памятников, а также проинспектирует качество реставраций и затраты на проведение восстановительных работ.
Информация о сносе мавзолея Шамунаби появилась 30 октября. Причем, по словам местного историка Октября Доспанова, протестующим против уничтожения памятника активистам показали папку документов со всеми разрешениями на такую «реставрацию».
В министерстве культуры Узбекистана назвали снос средневекового мавзолея вынужденной мерой. Начальник госинспекции по Каракалпакстану главного научно-производственного управления по охране объектов наследия Минкульта Куанышбек Шарипов заявил, что памятнику грозило бы полное разрушение, если бы его оставили в первоначальном виде: мелкие камни нередко сыпались на туристов и паломников внутри усыпальницы, с потолка после дождя капала вода. Между тем независимые эксперты считают, что оригинальный мавзолей не нуждался в масштабной реконструкции – реставрации требовали лишь несколько куполов.
Мавзолей Шамунаби археологи обнаружили в 1964 году во время раскопок в некрополе Миздакхан в пригороде Нукуса. Оригинальная постройка, которая датируется XII веком, имела уникальную форму: «Это сооружение с семью куполами и семью оконными проемами, каждое из которых ориентировано на Мекку. Гробницы напоминали оссуарии, ворота были похожи на двери юрты, а мехраб был выполнен в форме лотоса. Памятник удивительно сочетал в себе четыре великие культуры, четыре религии – христианство, ислам, буддизм и зороастризм. Это была потрясающе тонкая философия, символ толерантности, послание потомкам», — считает Октябрь Доспанов.
Случаи уничтожения и неудачной «реставрации» исторических памятников в Узбекистане не единичны. В настоящее время в Каракалпакстане восстанавливают крепость Кызыл-Кала I-II веков, что также вызывает много критики со стороны специалистов. Подобная «реставрация» угрожает и медресе Ережеп Халифа второй половины IX века.
В центре Самарканда под угрозой сноса находятся исторические здания из списка объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Ранее был испорчен исторический центр Шахрисабза. В связи с этим в июне правительство Узбекистана приняло решение ужесточить наказание за разрушение объектов всемирного наследия в Шахрисабзе, Хиве, Бухаре и Самарканде.