Запрет на принуждение к труду прописали в законопроекте о статусе узбекистанского учителя
«Не допускается привлечение учителей образовательных учреждений к принудительному труду, включая работы по благоустройству и озеленению территорий районов и городов, сбору металлолома и макулатуры, а также сезонные работы в сельском хозяйстве и другие подобные работы», — говорится в шестой статье законопроекта, посвященной чести и достоинству педагогов.
Это положение отчасти дублирует сразу несколько де-факто не соблюдаемых узбекскими чиновниками законодательных актов, в том числе Конституцию республики, прямо запрещающую принудительный труд, ратифицированную Узбекистаном конвенцию Международной организации труда «О принудительном или обязательном труде» и «Об упразднении принудительного труда» (№105), а также протокольное решение Кабинета министров Узбекистана от 8 августа 2017 года, где запрещается привлекать к сбору хлопка сотрудников сферы здравоохранения и образования, и постановление Сената Олий Мажлиса (парламента) о запрете принудительного труда, принятое в ноябре 2017 года. В апреле 2018 года после гибели каттакурганской учительницы Дианы Еникеевой во время благоустройства территории президент Узбекистана поручил разработать правовой механизм по недопущению привлечения работников социальной сферы к работам по благоустройству.
Проект закона о статусе учителя гласит также, что «родители учащихся не имеют права на необоснованное вмешательство в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя».
Законопроект предоставляет учителю свободу действий в рамках утвержденных правительством образовательных стандартов. Учитель имеет право выбирать учебные программы и подходящие для них учебники, формы и методы преподавания, участвовать в разработке новых авторских программ, учебников и учебных пособий, использовать новаторские методы в преподавании и передовой педагогический опыт, проводить научно-педагогические эксперименты.
Система инспекции и контроля за профессиональной деятельностью учителя не должна ограничивать «свободу творческой инициативы», говорится в тексте документа. В ходе аттестации и других случаях оценка работы учителя должна быть объективной и обоснованной и своевременно доводиться до сведения учителя. В документе прописаны также права учителей на досрочную аттестацию с целью повышения категории, на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет.
При этом учитель имеет право заниматься индивидуальной педагогической деятельностью и работать по совместительству в порядке, установленном законодательством. Если зарплаты задерживаются, их должны выплачивать с индексацией, это предусмотрено статьей 7-й закона. Учителям, работающим в отдаленных и труднодоступных районах, предусматриваются льготы и надбавки к зарплате.
В то же время в ряде видов деятельности закон ограничивает учителя: это проведение религиозной, атеистической пропаганды в школах; организация политических групп, партий в школах; вовлечение школьников в забастовочное движение и политические акции. Кроме того, запрещены насилие над учащимися и распространение шовинистической, националистической и милитаристской идеологии.
Законопроект разработан с учетом постановления президента «О мерах по воспитанию молодежи и поднятию системы образования на качественно новый уровень» от 14 августа 2018 года, которое впервые поставило перед правительством задачу долгосрочного экономического роста, уделив внимание, в первую очередь, повышению уважения к учителям в обществе.
Закон о статусе учителя был принят в 2006 году в Кыргызстане, где он заменил закон «Об образовании». Аналогичный закон в октябре 2018 года поручил разработать и принять в следующем году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. По замыслу, такой закон должен освободить учителей от лишней нагрузки.