Возбуждено уголовное дело по факту сбора денег в киргизских школах
После возбуждения дела Госкомитет национальной безопасности (ГКНБ) порекомендовал Министерству образования и науки временно отстранить от должностей руководителей Чуй-Токмакского отдела образования. Помимо 28 школ собственно Чуйского района, этот отдел отвечает за 13 школ города Токмак. Заведующий сектором по предупреждению коррупции Минобразования Марат Усупбеков заявил, что не может комментировать случившееся до окончания следствия.
Ранее директора сразу трех школ сообщили журналистам и правоохранительным органам, что от них потребовали скинуться по 10 тысяч сомов ($1400). Якобы деньги для каких-то целей потребовались Чуй-Токмакскому отделу образования после проверки, проведенной Счетной палатой. Директора назвали имя профсоюзного лидера, который собирал деньги — Самат Нааматов.
По словам директоров, после того, как они заявили о проблеме, на них стали оказывать давление. Так, директор школы в селе Ленина Тамара Садыгалиева пожаловалась: «Мы обратились в ГКНБ, написали заявление. С тех пор руководитель Чуй-Токмакского отдела образования Айткуль Кибираева и Самат Нааматов гоняют нас, как хотят. Зовут якобы поговорить, разговор начинают, оперируя абстрактными понятиями, намеками, а заканчивается все тем, что нам говорят: «Пишите заявления по собственному желанию». Запугивают всех — вплоть до наших детей».
Директор школы села Кошой Айнура Турдубаева рассказала, что после того, как она выступила против поборов, в школу постоянно стали приходить комиссии.
Глава отдела образования Айткуль Кибираева подтвердила, что в марте 2018 года отдел проверяла Счетная палата. Однако информацию о поборах она опровергла. Также Кибираева отрицает, что на протестующих директоров оказывается давление. По мнению чиновницы, директора могли негативно воспринять повышенное внимание, которое после проведенной аккредитации стали проявлять к школам, показавшим плохие результаты.
В свою очередь, председатель профсоюза Самат Нааматов заявил, что директора якобы по собственной инициативе долгое время собирали деньги с учителей, утверждая, что поборы организует отдел образования. «Но когда это случайно вскрылось в этом году, они теперь сами бегают по инстанциям и пишут вот такие заявления», — заключил Нааматов.