Освобожденные по обмену талибы стали участниками мирных переговоров в Катаре
Все пятеро освобожденных — из Южного Афганистана и были близки к основателю движения Мухаммаду Омару (Mohammed Omar), стороннику ультраконсервативного ислама, характеризовавшего пятилетнее правление талибов до американского вторжения в 2001 году. Талибов обменяли в 2014 году во время президентства Барака Обамы на Бергдала, находившегося в плену с 2009 года.
Некоторых из этих пяти правозащитники обвиняют в тяжких преступлениях. Так, по данным Human Rights Watch, Мохаммед Фазль (Mohammed Fazl), командовавший армией талибов, несет ответственность за гибель тысяч шиитов в 2000 году. Бывший губернатор провинции Герат Хайрулла Хайрква (Khairullah Khairkhwa) был близок как к Мулле Омару, так и к лидеру «Аль-Каиды» Усаме бен Ладену, а также дружил с бывшим президентом Хамидом Карзаем. Замглавы разведки «Талибана» Абдул Хак Васик (Abdul Haq Wasiq) в прошлом считался одним из самых важных лидеров движения из-за близости к Мулле Омару.
«Возвращение старого поколения талибов» означает, что способ мыслить у руководства движения не изменился, считает политический аналитик Харун Мир (Haroun Mir) из Кабула. В то же время, по его словам, «Талибан» готовится к переговорам, а со стороны официального Кабула готовности не наблюдается, потому что правительство идеологически и этнически разделено.
Советник по международным вопросам Высшего совета мира Афганистана Мохаммад Исмаил Кашимир (Mohammad Ismail Qasimyar) заявил, что встречи в Катаре должны заложить основу для прямых переговоров между афганским правительством и движением «Талибан».
В начале октября талибы встретились в Катаре с американским советником по Афганистану Залмаем Халилзада. По данным источников AP в «Талибан», ключевой просьбой талибов было признание их представительства в Катаре. Стороны договорились встретиться еще раз.
На первых неофициальных переговорах в столице Катара Дохе, впервые прошедших в июле с участием представителей США, «Талибан» выдвинул в качестве основного требования вывод всех иностранных войск.
В октябре «Талибан» гарантировал безопасность Международному комитету Красного Креста. Моджахеды вновь обязались охранять представителей организации, от чего отказались в августе из-за того, что медики не оказали должной помощи их соратникам, содержащимся в кабульской тюрьме Пули-Чархи.