В роддомах Ташкента приступили к поиску взяточников
В Минздраве заявили, что проверка будет проводиться до 27 октября на основании приказа министра Алишера Шадманова, который заявил, что «к сожалению, в некоторых случаях» в роддомах отмечаются «незаконные действия врачей».
Для мониторинга организованы рабочие группы, которые изучат состояние роддомов, проверят, как соблюдается трудовая дисциплина, оценят качество работы стационарной службы. В ведомстве пообещали опросить пациенток для выявления случаев вымогательства и взяточничества.
Помимо роддомов проверяются Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр акушерства и гинекологии, Республиканский перинатальный центр, родильное отделение 2-й клиники и гинекологическое отделение 3-й клиники Ташкентской медицинской академии. Результаты мониторинга будут изучены, а по обнаруженным недостаткам приняты меры.
В Узбекистане действуют 210 родильных учреждений, в них работают 2635 акушеров-гинекологов, которые за прошедшие 9 месяцев приняли более 507.130 родов. За последние годы (срок не уточняется) был освобожден от должности 31 руководитель роддома.
Проблему взяточничества в родильных домах стали обсуждать с февраля 2017 года, когда на нее обратил внимание президент страны Шавкат Мирзиёев, давший поручение тогдашнему министру здравоохранения Адхаму Икрамову искоренить практику «открытых поборов в роддомах и во всех медицинских учреждениях». «Это уже стало своеобразной нормой, что ребенок рождается – надо давать деньги. Где это написано? Нигде не написано», – заявил он.
Вскоре после этого 31-летняя жительница Ташкента Юлия Дорошина и ее новорожденная дочь умерли в городском роддоме №5. Причиной, по словам гражданского мужа роженицы, было то, что врачи дожидались суюнчи (вознаграждения), без которого не уделяли достаточного внимания женщине, несмотря на информацию об опасном предлежании плода.
Пациентки узбекских роддомов жаловались не только на вымогательство, но и на грубость и антисанитарию. В Самарканде сотрудников обвиняли в подмене детей. В 2017 году в муфельной печи самаркандского роддома №2, предназначенной для сжигания медицинских отходов, обнаружили несгоревшие останки четырех плодов, абортированных на поздних сроках. Как выяснилось, останки поместила в печь сотрудница, которая «подрабатывала» в частной клинике «Сам сузани плюс», занимавшейся незаконными абортами. Врачи клиники вызывали у пациенток искусственные роды на поздних сроках, и, если недоношенный ребенок рождался живым, его продавали бездетной паре. В июне 2018 года главу частной клиники Нигору Салиханову суд признал виновной в производстве незаконных абортов и продаже детей и приговорил к 13 годам лишения свободы, а в июле был уволен замешанный в скандале главврач роддома №2 Ильхом Хазраткулов.