Верховный суд Казахстана отказался пересматривать дело осужденного за лжетерроризм учителя
Дело карагандинского учителя, которого в 2016 году приговорили к двум годам тюрьмы за то, что он якобы сообщил о заложенной бомбе в местном ЦУМе, имело широкий общественный резонанс. Звонок, который был сделан с телефона Юрия Пака, поступил на номер «112» 14 апреля 2015 года. Звонивший сообщил, что в он заложил бомбу в магазине «из-за личной неприязни к полицейским». Связь в процессе разговора прервалась, и лжетеррорист перезванивал повторно, но уже с другого номера. Как выяснил адвокат учителя Сергей Ким, второй номер принадлежал департаменту по ЧС Карагандинской области.
Сам Юрий свою вину отрицал. Он сообщил, что в момент звонка помогал своим коллегам-женщинам переносить парты, а его мобильный телефон лежал в сумке, в другом кабинете, куда он в тот момент не входил. Первая голосовая экспертиза установила, что голоса Юрия Пака и сообщившего о бомбе человека не совпадают, однако две последующие вынесли иное решение. Позднее родственники учителя обращались за помощью к экспертам из России, которые подтвердили, что «телефонный террорист» и Пак – два разных человека.
На оглашении приговора присутствовали несколько сотен человек. К разбирательствам подключилась даже дочь президента Казахстана, сенатор Дарига Назарбаева. Она направила в Генпрокуратуру письмо с требованием еще раз внимательно пересмотреть дело карагандинского учителя, однако наказание ему менять не стали.
В марте 2017 года Юрию Паку сократили неотбытый срок на 5 месяцев, а позднее, в июне, заменили остаток срока на штраф. Семья учителя выплатила государству 170 тысяч 742 тенге ($473).
Пак подал кассационную жалобу на приговор в Верховный суд спустя год после освобождения, 14 августа этого года. Учитель пояснил, что прежнее руководство ВС «имело отрицательную позицию по его делу», а после его (руководства) смены появилась надежда на то, что решение может быть пересмотрено.