В Туркменистане впервые за три года помиловали осужденных по «наркотической» статье
Указ о помиловании 1722 осужденных был подписан президентом Гурбангулы Бердымухамедовым 24 сентября в честь Дня Независимости, отмечавшегося 27 сентября. Теперь журналистам стало известно, кто именно вышел на свободу по указу. Помимо осужденных «за трамадол», среди них есть лица, отбывавшие наказание за кражи и разбои. В числе помилованных есть как мужчины, так и женщины. Политзаключенные в число помилованных не вошли.
В феврале 2015 года в Туркменистане был принят закон «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и противодействии их незаконному обороту», ужесточающий борьбу с наркотиками. В частности, закон запрещал применять амнистию к лицам, осужденным по «наркотическим» статьям. Юридически амнистия (освобождение всех заключенных, соответствующих неким критериям) и помилование (адресное освобождение некоторых заключенных) – это разные процедуры, поэтому формально закон не запрещал помиловать наркоторговцев. Однако на практике, по данным АНТ, за последние три года ни один такой осужденный не попадал под процедуру помилования.
Источники АНТ полагают, что решение властей Туркменистана все-таки помиловать осужденных за незаконный оборот трамадола свидетельствует о том, что тюрьмы страны критически переполнились. Независимые наблюдатели регулярно высказывают мнение, что главная цель всех проводимых в Туркменистане амнистий и помилований – именно снижение тюремного населения.
Отдельная статья о незаконном обороте трамадола была введена в Уголовный кодекс Туркменистана 1 марта 2014 года. Трамадол – сильнодействующее опиоидное обезболивающее, оборот которого во многих странах строго регулируется. В то же время, например, в Турции трамадол продается достаточно свободно. В декабре 2015 года при въезде в Туркменистан был задержан гражданин Турции Мустафа Сары, имевший при себе несколько таблеток трамадола. Его приговорили к семи годам лишения свободы. Сын осужденного Фатих Сары требовал освобождения отца, подчеркивая, что тот купил трамадол легально по рекомендации стоматолога. Он не знал, что в Туркменистан этот препарат ввозить нельзя.
Осенью 2016 года туркменское телевидение продемонстрировало сюжет о трех группах наркодилеров, которые пытались ввезти в страну 35 килограммов опиума и 40 тысяч таблеток трамадола. Также в сюжете выступил популярный свадебный певец Назир Хабибов. Он признался, что в прошлом употреблял опиум, публично раскаялся и пообещал «никогда больше не участвовать в этих нечестивых делах».
Официально статистика по заболеваемости наркоманией в Туркменистане не публикуется. По данным независимых источников, в 1990-е годы проблема наркомании в стране достигла пика. Героиновой зависимостью оказались поражены все слои общества – от элиты до самых бедных граждан. Хотя бы один больной наркоманией был в каждой семье. Наркотики попадали в страну из Афганистана, а власти не предпринимали достаточных усилий для борьбы с этим явлением. Сообщалось, что наркоторговля во многих аспектах была связана с коррупцией – в частности, взятки платились и за амнистию осужденных наркоторговцев.
Первый президент Туркменистана Сапармурат Ниязов однажды ответил на вопрос иностранных дипломатов о наркомании: «Проблема была, но потом я написал "Рухнаму", люди ее прочитали и решили проблему». «Рухнама» – идеологический труд Ниязова, который в годы его правления считался главной книгой страны.
Бердымухамедов сразу после прихода к власти в 2007 году открыто заговорил о проблеме наркомании и приказал публично сжечь более тонны конфискованных наркотиков. Тем не менее в 2014 году сообщалось, что уровень распространенности наркомании в Туркменистане остается очень высоким. Этому способствовал экономический кризис и безработица, с одной стороны, и дешевизна наркотиков – с другой. Близость афганской границы позволяла наркоторговцам в 2014 году продавать героин за 3-5 манатов ($1) за дозу. Сохранялись и коррупционные связи наркоторговцев с чиновниками и пограничниками.