Скончался активист жанаозенской забастовки Максат Досмагамбетов
После жанаозенских событий 2011 года Досмагамбетов был признан судом в Актау «одним из организаторов массовых беспорядков» в Жанаозене и приговорен к шести годам заключения. Нефтяник вышел на свободу уже с тяжелым заболеванием — ему был поставлен диагноз «злокачественная опухоль лицевой кости». Максат проходил лечение в отделении онкологии, однако врачам не удалось спасти его жизнь.
Кровавые события в Жанаозене, когда власти применили оружие против бастующих нефтяников, произошли в декабре 2011 года. Им предшествовали семь месяцев забастовки. Сначала рабочие выдвигали исключительно экономические требования — улучшение условий труда и повышение зарплат, которые были проигнорированы и чиновниками, и владельцами нефтегазовых предприятий, затем появились политические заявления, в частности, требование отставки Назарбаева и его правительства. После расстрела участников забастовки (по официальным данным, в Жанаозене погибли 16 человек) в Казахстане начались политические репрессии: подавление оппозиции, ужесточение законов о массовых собраниях, гонения на независимые СМИ. По делу об организации массовых беспорядков 19 нефтяников получили различные сроки заключения.
На судебном процессе в Актау по «жанаозенскому делу» Максат Досмагамбетов одним из первых сделал открытое заявление о пытках в заключении и потребовал провести расследование. После сделанного им заявления с жалобами на пытки обратился еще 21 нефтяник. Судебная экспертиза установила, что у Максата Досмагамбетова были сломаны ребра и лицевая кость. Однако в суде жалобы Досмагамбетова и других обвиняемых на пытки не приняли во внимание. Несмотря на то, что многие международные правозащитные организации подвергли критике судебное разбирательство и предшествовавшее ему расследование, вышестоящие судебные инстанции в Казахстане отказались пересматривать приговор фигурантам дела о событиях в Жанаозене.