В шведском суде опубликовали завещания деловых партнеров Гульнары Каримовой в ее пользу
В завещании указано, что единственные наследники Гульнары - дочь Иман и сын Ислам. Оно, вместе с другими документами, было изъято из банковских ячеек старшей дочери первого узбекского президента. Изъятие прошло в ходе расследования дела в отношении структур Гульнары Каримовой, которое проводила прокуратура Швейцарии.
Упоминаются ли в завещании конкретные активы, не уточняется. Однако на причастность Гульнары Каримовой к компаниям, замешанным в деле о взятках, указывают завещания ее деловых партнеров, также изъятые из банковских ячеек.
Эти документы были оформлены еще в 2004 году (завещание дочери Ислама Каримова было составлено позднее). Они составлены от имени ее бывшего гражданского мужа Рустама Мадумарова, ее помощницы Гаянэ Авакян и Марины Клюевой, на имя которой были открыты несколько банковских счетов и офшорных компаний.
В найденных бумагах указывается, что Гульнара Каримова является единственной наследницей этих людей. После их кончины, согласно документам, Каримовой должны перейти формально записанные на них компании Takilant, Swisdorn и Marvelgate. Шведская прокуратура считает это доказательством того, что Гульнара Каримова - фактическая владелица этих структур. Предполагается, что, добившись оформления таких завещаний, она позаботилась о том, чтобы закрепить за собой права на эти активы.
Суд по делу о взятках начался 4 сентября. В нем фигурируют трое бывших топ-менеджеров компании Telia. Их обвиняют в том, что в 2012 году они заплатили окружению Гульнары Каримовой около $350 млн за выход на рынок Узбекистана (под торговой маркой UCell) и покровительство властных структур. Согласно обвинениям, дочь первого президента контролировала телекоммуникационный рынок страны, ей также принадлежала гибралтарская фирма Talkiant, которой иностранные компании переводили сотни миллионов долларов в качестве взяток.
Суд продлится до конца года. Адвокат одного из фигурантов, бывшего советника евразийского направления Telia Ули Туимы, предложил вызвать в качестве свидетеля Абдуллу Арипова - главу правительства Узбекистана. Тот в прошлом руководил Агентством связи и информатизации Узбекистана, в 2012 году, на фоне коррупционного скандала в телекоммуникационном секторе, был отправлен в отставку. Сообщалось, что в отношении него было заведено дело, но позднее его закрыли. В 2016 году Арипов вернулся в правительство, заняв пост премьера.
Расследование по делу о взятках, которые выплачивали телекоммуникационные компании в Узбекистане, и отмывании денег структурами Гульнары Каримовой, начала прокуратура Швейцарии в 2012 году. Позднее к нему присоединились правоохранительные органы Швеции, Франции, Нидерландов и США. Впоследствии компании Vimpelcom и Telia признались в причастности к коррупционным схемам, согласившись со штрафными санкциями. Общая сумма взяток, выплаченных иностранными компаниями в коммуникационном секторе Узбекистана, предположительно составила $1 млрд.
Точное местонахождение самой Гульнары Каримовой неизвестно с 2014 года. Она лишилась влияния и бизнеса в Узбекистане, предположительно, из-за конфликта с семьей и спецслужбами. В 2017 году Генеральная прокуратура Узбекистана заявила, что дочь первого президента приговорена к пяти годам ограничения свободы за хищения и вымогательство. Тогда же сообщалось, что в отношении нее расследуют дело по обвинениям в отмывании денег, получении «откатов» и нарушении таможенного законодательства.